В Татарстане ЕГЭ стал обязательным раньше, чем по всей стране, - без малого 10 лет назад. Учителя РТ уже подготовили к тестированию поколение школьников, от первого класса до выпуска. Реально ли научить этих детей размышлять и писать сочинения?
Татьяна Барыбина, учитель русского языка и литературы лицея №78 им. А. Пушкина (Набережные Челны):
- Не думаю, что для обязательного экзамена по литературе подойдёт традиционное сочинение. Во-первых, речь учащихся не развита настолько, чтобы писать тексты объёмом по 3-3,5 листа. Не все умеют правильно анализировать произведение.
Во-вторых, если на таком экзамене детям не разрешат, как раньше, пользоваться первоисточниками, чтобы выписать цитаты, то им придётся держать в голове огромный объём информации. Я даже в своих лицеистах сомневаюсь, осилят ли? А что будет со слабыми учениками? Чтобы избежать этого, нужно либо дать больше времени на изучение произведения, либо сократить программу. В своё время на «Войну и мир» отводили более 20 часов, и дети читали. Сейчас программа 10-11-х классов перенасыщена, на изучение каждого текста отводят по два-четыре часа.
В-третьих, детям сейчас очень трудно сформировать собственное мнение о произведениях и героях, потому что на смену сборникам типа «100 золотых сочинений» пришла разнообразная информация из Интернета. Чтобы дети не списывали, придётся уйти от традиционных тем вроде «Образ Печорина в романе «Герой нашего времени». Вот почему я считаю, что традиционное сочинение уже исчерпало себя.
Возможно, обязательный экзамен по литературе (если его всё-таки введут) нужно сделать в форме упрощённого ЕГЭ. Дело в том, что объём заданий очень велик: четыре сочинения-миниатюры и один полноценный текст. Нужно облегчить задачу. Правда, есть опасение, что, если ЕГЭ по литературе станет массовым, то для сочинений дети начнут использовать шаблоны, как вышло с эссе по русскому языку. В таком случае результат будет отрицательным.
Для учителей русского языка и литературы главный минус в том, что придётся готовить классы сразу к двум обязательным ЕГЭ, а это двойная нагрузка.