aif.ru counter
281

На все сто! Учительница из Набережных Челнов знает, как правильно подготовиться к ЕГЭ

Не надо щёлкать мышкой!

Не иначе как инновационные технологии применяет, думали мы. И ошиблись. Наиболее эффективной подготовкой к ЕГЭ Татьяна Барыбина считает … традиционные уроки. «Конечно, я использую интернет, интерактивную доску и другие инновационные технологии. Но чтобы научиться правильно говорить, надо, прежде всего, говорить, а чтобы научиться грамотно писать – надо писать: в тетрадях или мелом на доске, а не щёлкать мышкой», – говорит она.

По мнению педагога, сегодня экзамен по русскому языку составлен оптимально, так как позволяет ребёнку получить хорошую оценку, учитывая тот базовый материал, который даёт школа. «Не все ученики могут написать прекрасное сочинение или изложение. В случае с ЕГЭ они точно знают, что потребуется от них на экзамене», – считает Татьяна Владимировна.

Татьяна Барыбина и ее ученики

В ЕГЭ по русскому три раздела. Часть «A» считается самой простой и содержит 30 тестовых заданий, в каждом из которых из четырёх предложенных вариантов нужно найти один правильный. Часть «В» посложнее: ответы на вопросы придётся формулировать самостоятельно. В части «C» ребёнку предлагают написать сочинение по предложенному в задании тексту. 

– Базовые знания, которые ложатся в основу теста, закладываются ещё в начальной школе. Так что, по сути, школьник готовится к выпускному экзамену с 1 класса. Но плодотворная работа начинается за год до экзамена, – говорит Татьяна Владимировна. – Я знаю, как тяжело усадить ребёнка за занятия, потому что сама столкнулась с этим, когда ЕГЭ сдавал мой сын. По тем временам он получил «четвёрку». Его готовил другой педагог, а я для сына не стала даже репетитором. Как говорится, сапожник без сапог.

Зато, когда в первый раз готовила своих учеников к единому госэкзамену, вошла в азарт. «Хотелось и им, и себе показать, чего мы можем достичь, – рассказывает она. – Но оценка в 100 баллов не должна быть самоцелью. Ведь без доли везения тут не обойтись. Хотя, если ребёнок знает предмет, то 80 баллов – это очень хороший результат».

Сначала проверь себя

В Татарстане учителя сами сдают ЕГЭ, чтобы подтвердить свою квалификацию. Противников этого нововведения среди педагогов много. Ведь если тренер готовит фигуриста к серьёзным соревнованиям, он сам не должен в 60 лет выполнять тройной тулуп, рассуждает педагог. Но хотя бы раз испытать на себе ЕГЭ учителю нужно. А вот делать его обязательным, да ещё и влияющим на квалификацию педагога, незачем.

Сама Татьяна Барыбина сдавала ЕГЭ в 2011 году и получила 96 баллов, допустив одну ошибку в самой сложной части – «С». Но извлекла из этого урок: ведь экзамен она сдала раньше учеников.

«Во-первых, я смогла точно объяснить детям, как нужно заполнять бланки. Во-вторых, оценила, сколько времени занимает работа над каждой частью экзамена. Теперь предлагаю детям оптимальный вариант поведения на экзамене: за час справиться с частями «A» и «B» и переписать ответы в бланк, а два часа посвятить части «C».

Учителям нужно потренировать детей в таком режиме», – делится секретом учительница. Исходя особенностей экзаменационных заданий, Татьяна Барыбина разработала свою систему подготовки к ЕГЭ (её советы читайте ниже). Ее результатом стало то, что ни один из ее выпускников в прошлом году не получил оценку менее 62 баллов (то есть условной «четвёрки». – прим. авт.). Не зря её результаты стали рекордным в Набережных Челнах.

Кстати, за 22 года работы педагогом Татьяна Барыбина не удостоилась особых наград. Разве что гранта мэра Набережных Челнов «Учитель-мастер». В конкурсах профмастерства она редко принимает участие. «Чтобы получить грант, надо продемонстрировать результаты работы не на уроках или экзаменах, а на бумаге. То есть это конкурсы документов. Поэтому меня не привлекают такие победы». А мы думаем, ей действительно ничего доказывать не надо – её победа налицо.

Советы Татьяны Барыбиной

УЧИТЕЛЯМ

  • Внимательно читайте методические письма, которые составляет Федеральный институт педагогических измерений после каждой кампании ЕГЭ. Они доступны на сайте www.fipi.ru и помогают предотвратить распространённые ошибки в частях «A» и «B».
  • Наиболее трудные задания связаны с орфограммой – слитное, раздельное или дефисное написание слов. Тяжело даётся детям и тема знаков препинания на стыке союзов. Сложные моменты связаны и с морфологией – определением частей речи.
  • Пример из задания A10: Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении: «Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат». Варианты ответов
  1. частица
  2. местоимение
  3. союз
  4. наречие.
  • Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с культурой речи. Так, пару лет назад в части А появилось задание, в котором необходимо определить главную мысль текста, например, такого: «Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, используя различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны». И предлагается несколько вариантов ответа, из которых нужно выбрать подходящий.
  • Как справиться с частью «С», которую проверяет не компьютер, а человек? Есть множество шаблонов, использование которых поможет детям, у которых недостаточно развита речь. Например: «комментируя проблему, следует отметить её актуальность», «аргументируя проблему, хочу привести в пример следующее произведение» и другие общие фразы. Но не стоит навязывать штампы, если речь ребёнка развита хорошо. Ведь его работа и так получится богатой и аргументированной.
  • Некий шаблон заложен уже в саму формулировку задания из части C . Например, в задании указано: «Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения». Если ребёнок построит текст именно в предложенной последовательности, то он будет легче воспринят проверяющим экспертом.

УЧЕНИКАМ

  • Существует два варианта подготовки к ЕГЭ – самостоятельные занятия или посещение спецкурса. Самостоятельная подготовка требует силы воли. Раз в неделю выполняйте части «A» и «B», раз в две недели – пишите сочинение, которое может проверить учитель.
  • Запомните: вариант ответа, который пришёл в голову сразу, не обязательно верный. Ознакомьтесь со всеми и только после этого сделайте выбор.
  • Обязательно дочитывайте задание до конца. Если написано «найдите предложение», то ищите одно предложение, а если «найдите предложения», то их будет несколько.
  •  Если кажется, что среди вариантов нет правильного, его можно найти методом от противного. Пример из части А: «В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук». Сначала можно исключить неправильные варианты, чтобы остался один правильный.
  • Не ищите лёгких путей. Одна из моих учениц получила 100 баллов благодаря тому, что во время подготовки специально выбирала самые сложные варианты тестов и сочинений.

РОДИТЕЛЯМ

  • Узнайте у педагога, готов ли ребёнок к ЕГЭ. Сориентироваться помогут и результаты пробных экзаменов, а также тесты, которые школьник делает самостоятельно.
  • Определитесь, нужен ли ребёнку репетитор. Если он хочет поступить в престижный вуз, где есть бюджетные места, то принципиально получить именно высокий балл. Если же речь идёт о поступлении на коммерческой основе, то оплачивать дополнительные занятия

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах