За последние 20 лет центр Казани потерял 23 поставленных на госохрану памятника культурного наследия. Как спасти построенные в 1903 - 1911 годах Арские казармы? Что ждёт исторический центр Казани, а также памятники старины по всей республике? На эти и другие вопросы «АиФ-Казань» ответил председатель созданного в октябре 2018 г. комитета по охране культурного наследия Татарстана Иван Гущин.
Владеешь – восстанавливай
- Иван Николаевич, Арские казармы в Казани на слуху с 2012 года. За это время от 12 зданий осталось три. Как такое возможно?
- Три здания военного городка не имеют статуса памятников. Охранных документов ни у нас, ни у исполкома нет. Застройщик, прежде чем начать разбор здания, получил соответствующие бумаги в исполкоме.
Единственный шанс сохранить Арские казармы – признать их объектами культурного наследия. В феврале мы получили официальное обращение от инициативной группы жителей с просьбой включить эти три дома в перечень выявленных объектов культурного наследия. Как только на нашу горячую линию (843) 245-01-13 пошли сигналы, что разбирают крышу, мы вынесли предписание в адрес застройщика приостановить работы. Продублировали его в прокуратуру. Согласно закону дома по ул. Ершова, 1/2, 1/13 и 1/15, нельзя сносить до 20 мая 2019 года.
За это время нужно провести историко-культурные исследования, можем ли мы включить оставшиеся три дома в перечень выявленных объектов культурного наследия или нет.
- Статус памятника 100-процентной защиты не даёт. У домов 32, 34 по ул. Баумана, построенных архитектором Петонди для купца Щетинкина в конце XIX в., он был. Но там сейчас руины.
- Ещё в начале 2018 г. по решению суда объекты у собственника изъяли. Их готовят к реализации через торги. Ищем добросовестного инвестора. Но для восстановления нужны десятки, если не сотни миллионов рублей. К этим домам слабый интерес ещё и потому, что их площадь мала, улица пешеходная, подъездные пути есть только со стороны Булака.
Здания у нерадивых собственников будем отбирать и дальше. Есть ряд домов на примете, годами стоящих заколоченными. В Казани, например, Дом Котелова и Заводское здание по ул. Гладилова, городская усадьба по ул. Подлужная, Дом купца Вениаминова по ул. Япеева. Ради чего собственники эти участки держат, не тратятся даже на консервацию? Ради земли? Но строить на этих участках что-то новое не получится. Послаблений в сфере сохранения культурного наследия (ФЗ №73) не будет.
По единым правилам
- Застройщики просят увеличить высотность зданий в центре Казани. Учтут ли это в единых правилах развития исторического центра, разрабатываемых для столицы РТ?
- В них войдут не «хотелки» конкретных инвесторов или чиновников, а научно обоснованные решения, разработанные с привлечением экспертов, аккредитованных минкультуры РФ. Будут чёткие правила, по какому пути мы пойдём в развитии того или иного участка в границах исторического поселения Казани. Допустим, где-то рекомендуемая высота - 11 м, где-то - 24 м,
а где-то - вообще 6 м.
Сейчас границы есть, а единых требований к режимам использования нет. Это административный барьер. Поэтому в Казани и ввели мораторий на строительство в границах исторического поселения.
- Где в центре Казани появятся новые точки роста?
- Хорошие шансы у ул. Тукая, на пустующей территории за Старо-Татарской слободой. Реставрированное здание пивзавода Петцольда даст синергетический эффект с точки зрения строительства жилья, привлечения туристов. Вскоре обретёт вторую жизнь здание фабрично-торгового товарищества «Братья Крестовниковы» на пл. Вахитова. У этого памятника есть инвестор. Он ведёт противоаварийные работы, готовит проект реставрации.
- Как заинтересовать инвестора? Арендой за 1 рубль в год?
- Если бы эта схема должным образом работала, я бы не переживал сейчас ни за дома Щетинкина, ни за деревянное зодчество. Мировая практика - предоставление налоговых льгот и субсидий инвесторам, готовым реставрировать памятник, в РФ пока не работает. Больной вопрос - капремонт в многоквартирных домах-памятниках, где необходима историко-культурная экспертиза, но затраты на неё фонд капремонта не предусматривает. 5 руб., что собирают в фонд капремонта по софинансированию с жильцов обычных домов, не хватит. Нужны изменения законодательства.
Новый музей
- Что происходит с историческими памятниками за пределами Казани?
- Проводим инвентаризацию. По закону органы местного самоуправления тоже участвуют в сохранении объектов местного значения. Вместе составляем свод проблем и предложений, готовим проект отдельной госпрограммы. Она затронет вопросы сохранения объектов всемирного наследия, включённых в список ЮНЕСКО, развития деревянного зодчества, сохранения объектов археологического наследия. Идёт реставрация здания Алафузовского театра, Храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани, Усадьбы Сандецкого и др. К 100-летию ТАССР восстановим мечеть в с. Большая Елга Рыбно-Слободского района и церковь в дер. Архангельские Кляри Камско-Устьинского. Заявили на участие в программе развития деревянного зодчества минкультуры РФ мечеть в с. Айбаш Высокогорского района и дом Муллина в Старо-Татарской слободе.
- А музей под открытым небом где хотите открыть?
- Этот вопрос только обсуждается. Рассматриваются разные площадки, в том числе в Камско-Устьинском районе близ дер. Архангельские Кляри, в Пестречинском рядом с Ленино-Кокушкино. В РТ 120 памятников деревянного зодчества: храмов, домов, мельниц, и ещё 120 полукаменных. Многие находятся в чистом поле и, по сути, погибают там, так как никак не защищены.
Главное – красиво и нарядно?
Леонид Абрамов, краевед: Арские казармы - знаковое место для Казани! Там была расквартирована одна из артиллерийских бригад царской, затем Красной армии. Эти места связаны с установлением Советской власти в Казани. В октябре 1917 г. здесь были бои между артиллеристами, выступившими на стороне большевиков, и юнкерами Казанского пехотного училища. Улица, на которой находятся казармы, названа в честь прапорщика Ершова, руководившего Октябрьским восстанием в городе. В 20-30 годы там готовили красных командиров. В Великую Отечественную в этих казармах отдыхали лётчики, перегоняющие американские «Аэрокобры» по ленд-лизу. После войны здесь создали училище дальней авиации, в котором готовили ракетчиков, артиллеристов.
По моим подсчётам, за последние 20 лет Казань лишилась не 23, а около 500 исторических зданий. Ничего, кроме фасада не осталось от гостиницы «Казань» на ул. Баумана. Практически исчезла историческая часть Суконной слободы. Как и несколько особняков в стиле модерн по ул. Федосеевской. Жаль, что у нас нет трепетного отношения к истории. Вместо старых ворот поставим новые, и будет также красиво и нарядно…
Руководитель исполкома Казани Денис Калинкин: Первый этап разработки концепции развития исторического центра Казани (тестовая модель застройки центра. – Прим. ред.) завершится в июне 2019 г. С одной стороны, мы обязаны сохранить историческую среду древнего города, исторические и архитектурные памятники. С другой – все исторические города мира продолжают меняться.
Сохраняя культурный код, надо предусмотреть экономическую модель, которая позволит городу развиваться. Как говорится, землю больше не производят, второго исторического центра не появится. Конечно, ломать собственников через колено – не вариант. Но и чьё-то желание по-быстрому извлечь со всего участка максимальную прибыль приоритетом быть не может. Необходимо проработать варианты государственно-частного партнёрства. Образно говоря, подойти к ситуации не с кувалдой, а с умом.
Директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина: Ограничения (которые появятся у застройщиков после разработки единой концепции развития центра. – Прим. ред.) могут привести к тому, что будут появляться участки, где о прибыли для инвестора речи вообще не идёт. Для привлечения инвесторов в мире есть различные механизмы. Это государственная, муниципальная поддержка, инструмент компенсаций. Они будут просчитаны нами по отдельным охранным территориям. Есть зарубежная модель комплексного освоения территории, когда создаётся финансовый консорциум инвесторов для совместного решения инфраструктурных проектов. Есть механизм работы с иностранными инвесторами, когда компания строит объект социальной, транспортной инфраструктуры. Потом с ней заключают договор на эксплуатацию, и в течение какого-то времени компенсируются расходы на возведение объекта.