Примерное время чтения: 5 минут
636

Тайны Первой мировой: как Россия приросла новой землей

Александра Горбунова / АиФ

Кругосветка

Исхак Ислямов во время службы на "Севастополе" Фото: АиФ-Казань / Из личного архива Ровеля Кашапова

Исхак Ислямов родился 27 июня 1865 года в Кронштадте в семье татарина Ибрагима Ислямова, унтер-офицера 1-го флотского экипажа. Мать – Гильми-Зямалы Измайлова. По имеющимся данным, его родители были родом из деревни Тат. Айша Высокогорского района. Сын пошел по стопам отца и осенью 1885 г. окончил обучение в Техническом училище Морского ведомства по штурманскому отделу, получил звание подпоручика корпуса флотских штурманов. Исхак был зачислен в 1-й Его императорского высочества генерал-адмирала Константина Николаевича экипаж. Через некоторое время был переведён на клипер «Разбойник» и в 1887 — 1890 годах совершил на нём кругосветное плавание. В 1894 году Ислямов закончил гидрографическое отделение Николаевской морской академии и в дальнейшем принимал участие в морских экспедициях в качестве гидрографа. Один из мысов в заливе Новик назван его именем.

Он участвовал в русско-японской войне 1904 -1905гг. Во время порт-артурской кампании был старшим штурманом «Севастополя» и флагштурманом 1-й эскадры Флота Тихого океана. Был награжден орденами Св. Владимира 4 степ. с мечами и бантом , Св. Анны 4 степ. с надписью за храбрость , Св. Станислава 2 степ. с мечами , Св. Анны 2 степ. с мечами.

Экспедиция

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести. Морскому министерству было дано указание отправить экспедиции на их поиски. Одну из них возглавил Исхак Ислямов, взявший с собой младшего сына Илью. Примечательно, что в поисковых работах впервые в России была применена авиация. Первым арктическим авиатором был стал Ян Нагурский (поляк по национальности).

Дерзкий татарин

В конце июля 1914 года на мысе Флора, на одном из островов архипелага Земля Франца Йосифа, Ислямов нашел в промысловой избушке две записки. В одной говорилось о судьбе Седова. Другая записка неожиданно проливала свет на события, связанные с экспедицией Брусилова.

Как известно, архипелаг был открыт в 1873 году и ему было дано имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I. Эта земля должна была войти в состав Австро-Венгрии. А стала… нашей.  Ислямов водрузил над архипелагом флаг Российской империи и объявил её территорией России. В условиях начавшейся войны присоединение острова, открытого австрийцами, факт примечательный. Надо ли говорить, что если бы не Первая мировая, вряд ли это событие спустили на тормозах.

В эмиграции

После завершения поисковой экспедиции Николай II объявил  Ислямову благодарность. Он  был переведен на Балтийский флот как  член одной из комиссий по мобилизации. Осенью 1915 г. попал на Черноморский флот и проходил службу в качестве коменданта пункта высадки войск и  начальника базы высадки войск. Затем был начальником порта Иокоганка (1916-1917). Весной 1917 г. был вновь переведен на Балтийский флот в звании генерал-майора гидрографической службы морского флота. Интересна его дальнейшая судьба: он не поддержал революцию и стал участником Белого движения на юге России. Служил в одесском порту. С 1919 года   находился в эмиграции в Турции (где и умер). В Стамбуле бывший офицер российской империи заведовал гидрографической частью Русской морской базы. Занимал должность вице-председателя совета Союза морских офицеров, преподавал в Стамбульском морском училище и даже составил словарь татарских корней в русском языке.  Скончался в Стамбуле. Всю свою военно-морскую карьеру оставался по вероисповеданию мусульманином.

Дети

Незаурядная судьба ждала и двух его сыновей, как и их отец, решили посвятить себя морскому делу.  Старший сын Яков в 1917 году окончил Морской корпус, получил звание мичмана. После гражданской войны вместе с младшим братом перебрался к отцу в Стамбул, а оттуда - США в 1923 году. Был одним из ближайших сподвижников выдающегося авиконструктора  Игоря Сикорского. Погиб 26 сентября 1926 года при попытке первого трансатлантического  перелета на самолете Сикорского  S-35 (Яков на нем исполнял обязанности  авиационного механика).

Младший сын Илья также сотрудничал с Сикорским, а после – долгие годы с фирмой «Белланка Эркрафт», также выпускавшей самолеты. Работал в фирме "Хайез", где руководил разработкой оборудования, предназначавшегося для хранения, сборки, отладки и запуска баллистических ракет "Сатурн", "Паларис" и "Першинг", а также исследованиями по новым композиционным материалам. С 1963 г., будучи уже на пенсии, работал в Маршаловском центре космических исследований.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах