Конец XIX - начало XX вв. считается «золотым веком» коллекционирования. В то время в Казани насчитывалось примерно сто коллекционеров самого разного толка. Их имена были известны широкой публике: многие из них не только собирали ценности, но и занимались исследованиями, вели просветительскую работу, выпускали книги и т.д. Многие передавали свои собрания в дар музеям и университету, делая общедоступными.
Среди казанских коллекционеров наиболее известны пятеро: Андрей Лихачев, Ольга Александрова-Гейнс, Григорий Мешков, Александр Мантель и Николай Катанов.
Подарок брата
Коллекционером от бога называют Андрея Федоровича Лихачёва (1832—1890), собрание которого положило начало музейному делу Казани. Лихачёв воплотил образ собирателя той поры: мечтателя, идеалиста, истинного любителя древностей и искусств. В кругу его научных интересов – история Волжской Булгарии, история возникновения татарского народа и многое другое, он был страстным коллекционером, посвятил собирательству 30 лет. Боролся с «чёрными копателями». У него даже были агенты, которые останавливали их, выкупали ценности. После смерти собирателя его брат Иван Фёдорович передал коллекцию из примерно 80 тыс. (!) предметов городу с пожеланием основать в городе первый публичный музей (ставший затем Национальным музеем РТ).
Часть лихачёвской коллекции хранится в фондах музея ИЗО Татарстана. В части художественных произведений Лихачёв отдавал предпочтение искусству старых мастеров XVI-XVII вв.: итальянский Ренессанс, «старые голландцы» XVII в., французский классицизм XVII-XVIII в. Именно ему музей обязан происхождением основной части собрания европейской живописи (266 картин из 366 имеющихся в ГМИИ РТ). К шедеврам коллекции принадлежит «Мадонна с младенцем» Доменико Пулиго, мастера Высокого Возрождения.
Великая Ольга
Имя Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс (1845-1927) многим знакомо благодаря её благотворительной деятельности. А то, что она была ещё и страстным коллекционером, и сто лет назад мало кому было известно. Ольга Сергеевна собирала живопись, гравюры, предметы прикладного искусства. В итоге стала владелицей крупного собрания художественных произведений из 89 работ 50-и авторов. Особое место в нём занимали полотна мастеров русской реалистической школы второй половины XIX века: И. К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, И.Е, Репина др. Свою коллекцию Гейнс хранила в большом доме, украсив ею анфиладу комнат, где также обустроила небольшой домашний музей. В 1916 г. дама сама устроила выставку, весь сбор с которой пошёл в пользу бедных учениц Ксенинской гимназии и лазарета Казанского учебного округа.
Возможно, если бы не революция, Ольга Сергеевна продолжила бы коллекционирование. Но в 1918 г. она поставила точку, пожелав безвозмездно передать всё Северо-Восточно-археологическому и этнографическому институту, повелев, чтобы «из этого собрания была образована отдельная комната с именем «Ольги Сергеевны Гейнс».
Судьба коллекции, в конечном итоге, как и дальнейшая судьба дарительницы, сложилась довольно печально. Долгое время картины перевозили туда-сюда, в результате экспонаты терялись. И лишь в 1926-1930 г. Центральный музей ТАССР (ныне Нацмузей РТ) добился передачи коллекции Гейнс в его фонды.
Первыми поступили портреты владелицы и её супруга кисти И. Репина. Спустя 30 лет картины перешли в музей изобразительных искусств, и сейчас из собрания Гейнс в ГМИИ РТ хранится около 30-и произведений живописи и графики. В круговерти после 1917 г. имя Ольги Сергеевны было забыто. Известно, что умерла она в страшной нищете, и где похоронена великая благотворительница, до сих пор неизвестно.
Из Пензы в Казань
Одним из собирателей, оставивших богатое наследие городу – коллекцию западноевропейской гравюры - был Григорий Иванович Мешков (1810, Пенза, - 1890, Казань). Мешков был родом из Пензы, где прожил 60 лет, происходил из семьи потомственных чиновников, сделал карьеру от копииста до Советника Пензенского правления. А в историю провинциальной культуры вошёл как выдающийся библиофил Пензы середины XIX в., знаток местной старины, автор рукописных мемуаров и одного из первых в России переводов сочинений А. Дюма-отца об искусстве.
Основную часть коллекции (книги, рукописи и гравюры русской школы) Григорий Иванович передал Казанскому университету. В Пензе его собрание оказалось никому не нужным. Чуть позже университет приобрёл у Мешкова коллекцию западноевропейской гравюры: 480 листов. Сейчас собрание дарителя хранится в разрозненном виде: часть - в Казанском университете, другая - в ГМИИ РТ, несколько листов – в Нацмузее.
Жемчужины коллекции - работы фламандской школы XVII в., исполненные художниками мастерской П. П. Рубенса, гравюры мастеров французской школы XVII-XVIII в., а также произведения европейских художников, посвящённые России.
Из кочевников в учёные
Профессор Императорского казанского университета и Императорской Казанской духовной академии Николай Фёдорович Катанов (1862-1922) был выдающимся тюркологом рубежа XIX-XX вв. Блестяще образованный учёный, исследователь народного творчества, нумизмат, путешественник, музейный деятель. Он знал десятки европейских и восточных языков, был членом Императорского Русского географического общества, Археологического общества, Общества любителей естествознания и т.д., состоял почётным членом иностранных обществ. Путешествовал по Центральной Азии, Сибири, Туркестану… Материалы этих путешествий стали достоянием мировой тюркологии и были изданы в Европе. С именем Н.Ф. Катанова связано возрождение востоковедения в Казани после долгого перерыва. Он родился в степи, в селе Аскиз на берегу Абакана, в семье кочевников. И всю жизнь посвятил изучению языка, культуры, верований «инородцев». Среди его коллекций - предметы древностей, «предметы шаманского культа», нумизматика Золотой Орды и Китая XIII-XIX вв., коллекция старинных географических карт XV-XVIII вв., большая библиотека, коллекция ламаистских икон, которая знакомит со своеобразием буддийского культового искусства на Северо-востоке России, в Монголии, Бурятии, Калмыкии. Часть коллекции (54 единицы) хранится в фондах графики ГМИИ РТ. В основном это иконы монгольского письма конца XIX в.
Наука издавать
В начале XIX в. в Казани происходит бурный расцвет полиграфии. Заслуга в том принадлежала Александру Фердинандовичу Мантелю (1880 - 1935), который работал в Казанском крае примерно в 1905-1920 гг. Некоторое время трудился в Тетюшах в Казанском музейном подотделе, участвовал в организации Музея местного края и охране памятников Древних Булгар. Проявил себя как художник, писатель, издатель, музейный деятель, коллекционер.
В Казани Мантель издал свои сочинения «Сказка юности», «О Кнуте Гамсуне», «На рассвете». По его инициативе увидели свет специальные литературно-художественные сборники, а также первые в истории русского искусства монографии о петербургских художниках Н. К. Рерихе и Д. И. Митрохине. Иллюстрации к изданиям подготовили знаменитые художники Санкт-Петербурга и Казани.
Уникальна и коллекция Мантеля, в которой солировала графика малых форм (книжная графика: виньетки, заставки, иллюстрации, эскизы открытых писем, этюды).
В ГМИИ РТ хранится более 30 произведений, основная часть которых - это графика ведущих русских художников А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохина и др., а также живопись Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева, И. И. Бродского.
Комментарий
Розалия Нургалеева, директор Государственного музея изобразительных исскуств РТ:
- Это были люди потрясающей чистоты и знаний. Они верой и правдой служили Отечеству. Поверьте, собирательство стоит немалых денег. И отдав все душевные силы делу, коллекционеры потом передавали всё это народу, государству, и в итоге собрания стали национальным достоянием.
И мы должны помнить о них. Приведу пример: в Школьном переулке стоял дом Н.Ф.Катанова, великолепное деревянное строение. Его разобрали с условием, что он будет собран. Но восстановят ли дом - не известно. Между тем, Катанов - совершенно гениальный востоковед, который известен и у нас в России, и далеко за рубежом. Об этих людях надо говорить на встречах, круглых столах, чтобы широкая общественность знала эти имена.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть