- Сергей Аркадьевич, отмечаете ли вы рост обращений граждан по проблемам ЖКХ?
- Действительно, обращений стало в разы больше. На мой взгляд, одна из причин – возможность обратиться через Интернет, то есть простота обращения. Ещё одна причина – устаревший жилищный фонд, в который в течение длительного времени не вкладывали средств. Третья причина, способствовавшая росту обращений – проводящаяся с 2008 г. программа капитального ремонта. Видя его результаты, жители, желая улучшить свои жилищные условия, стали обращаться, в том числе и к нам. Сыграла свою роль и информационная кампания о нарушениях и злоупотреблениях в жилищной сфере, развёрнутая в СМИ. Многие факты, к сожалению, находят своё подтверждение.
В 2011г. в инспекцию поступило 8836 обращений (при этом было задано 14 500 вопросов). Это колоссальный объем, сейчас жилищная инспекция в основном вынуждена работать по обращениям граждан, а не по проведению плановых проверок.
К сожалению, сейчас возможности проведения плановых проверок ограничены 294-м ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так как ЖСК, ТСЖ и УК относятся к малому бизнесу, мы вынуждены проводить все плановые проверки после согласования с прокуратурой. В середине года мы подаём в прокуратуру проект плановых проверок, который в конце года согласовывается в урезанном виде. При этом существует очень много ограничений: например, УК не может быть проверена, если она работает менее 3 лет. В сфере управления МКД они меняются быстро и, следовательно, просто не могут быть проверены в плановом порядке. Допустим, прошло два года, УК сменила название, и опять их не проверить. С начала действия этого закона многие муниципальные образования просто выпали из нашего поля зрения: не оказалось ни одной компании, которую мы могли бы проверить в плановом порядке в связи с малым сроком деятельности. Я лично считаю, что нужно вывести жилищную инспекцию из-под действия этого закона – ведь мы проверяем не юридических лиц, а состояние и эксплуатацию жилищного фонда, т.е. жилые дома. Сейчас же выходит, что закон защищает УК и ТСЖ, а не собственников. Особую озабоченность вызывает проверка нежилых помещений в жилых домах, т.к. зачастую прокуратура отказывает в согласовании таких проверок.
- А как же жители могут решить проблему, если после ремонта в таком офисе у них, например, батареи стали холодными. В редакцию обращались читатели с такими проблемами…
- Да, такие обращения есть и у нас. Решать проблему по принципу: «У меня холодно, дай-ка я добавлю пару секций к радиатору нельзя». Все работы нужно делать согласно проекту. Многие собственники ошибочно полагают, что ничего страшного не произойдет, если они сделает у себя тёплые полы. В таком случае тепла не будет в квартирах по всему стояку. Кто-то использует не систему отопления, а горячего водоснабжения. В результате нарушается циркуляция горячей воды и жителям приходится подолгу сливать воду, чтобы она стала горячей. Если после производства ремонта, вне зависимости от того, где он проводился – в офисе или в какой-либо квартире - не обеспечивается нормативный температурный режим в других квартирах, или для достижения нормативного значения горячей воды приходится подолгу сливать воду, необходимо в первую очередь обращаться в управляющую компанию.
Контроль за капремонтом
- Если дом уже попал в программу капитального ремонта, как жителям проконтролировать ход работ и его качество?
- К тому времени, как дом попал в программу капремонта, жители уже опоздали. Они должны более активно принимать участие на этапе формирования программы. Особенно важно: они должны принять решение, какие виды работы нужно выполнить в доме. Жители должные согласовать дефектные ведомости. Также на общем собрании необходимо избрать представителя, который от лица всех собственников будет осуществлять надзор за ходом работ и подписывать акт выполненных работ. Желательно, конечно, чтобы это был сведущий человек, который может следить за качеством выполнения работ. Важно: так как жители софинансируют работы, они обязательно должны согласовать сметы. На какую сумму и что именно будет выполнено? Допустим, в каких-то домах достаточно заменить кровельное покрытие, в других же необходимо поменять чердачный утеплитель, потому что в дальнейшем при эксплуатации дома могут возникнуть утечки тепла, может быть нарушен температурно-влажностный режим в чердачном помещении. От этого будет образовываться наледь и т.д.
После того как начинается выполнение капитального ремонта, на доме должен быть вывешен баннер, где указано, кто подрядчик, кто заказчик, их контактные телефоны. Подход к ремонту должен быть такой: если в квартиру заходят, то только один раз. А не так, что сначала поменяли систему теплоснабжения, через месяц пришли менять трубы водоснабжения. Все работы должны делаться параллельно. У нас есть примеры, когда замену стояков водоснабжения и канализования в подъезде бригада успевала сделать за один день. При этом на период отключения воды подрядная организация обязана поставить биотуалет.
По выполнении работ подрядчик готовит акты выполненных работ, которые подписывают заказчик, подрядчик, служба технического надзора (которая контролирует качество проведения ремонта), представитель собственников. После чего акт попадает сначала в жилищную инспекцию, а затем в казначейство на оплату. Подписание акта работ – рычаг воздействия на подрядчика. Собственники жилья должны активно помогать в ходе ремонта, чтобы потом не было проблем в процессе эксплуатации. Все работы должны выполняться в соответствии с проектом. После окончания работ акт подписывается приемочной комиссией.