231

С «цифрой» в кармане. Как платить и копить, не приходя в банк?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Татарстан 25/07/2018
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В отношениях банков и клиентов грядут перемены. К концу 2018 года Центробанк создаст единый супермаркет финансовых услуг. Интернет-площадка позволит, не выходя из дома, открывать вклады, брать кредиты, оформлять полисы, сравнивая все предложения банков и выбирая лучшее для себя.

Как идёт подготовка к «цифровой революции», рассказали за круглым столом в «АиФ-Казань» представители трёх крупных банков, работающих в Татарстане.

Офис на диване

Нашу жизнь сегодня сложно представить без мобильного телефона. Через него, вернее, через мобильное приложение, идут платежи, открываются счета. Фокус конкуренции среди банков тоже смещается в Интернет, в цифровые технологии. Банки делают акцент на развитии мобильных приложений - именно они востребованы большинством клиентов. В «Банке Татарстан» Сбербанка число активных пользователей онлайн-приложения с начала года выросло на 15% - до 1 млн человек. Количество пользователей цифровых каналов Ак Барс Банка с января по июнь 2018 г. выросло на 83,7%. В Банке Казани, где самый молодой мобильный банк, его использует уже каждый 2-й клиент, 85% пользователей отдают предпочтение мобильному приложению.

Если клиенты будут приходить в банки через Интернет, офисов станет меньше. «Через 5 лет сеть сократится как минимум в два раза, - прогнозирует вице-президент Банка Казани Александр Пронягин. - Банки выталкивают в дистанционные каналы всё больше операций. Запускаемый ЦБ финансовый супермаркет позволит любому банку продавать свои услуги. Нет необходимости открывать офисы. При этом банки неизбежно будут повышать тарифы на обслуживание в отделении. А ведь офисной сетью пользуются в основном пожилые люди, они наиболее чувствительны к стоимости услуг. Думаю, финансовый вопрос станет для многих стимулом, чтобы развиваться. Основное ограничение - чтобы стать клиентом банка, нужно первый раз прийти в офис. Потом уже можно получать все услуги дистанционно».

Более осторожен в прогнозах начальник отдела платёжных сервисов отделения «Банк Татарстан» Сбербанка Булат Уткузов. По его оценке, офисы не исчезнут, потому что сохранится потребность в человеческом общении. Его не заменит ни один робот. «Единственное, что тяжело цифровизируется, это чувства, - считает он. - Как бы ни развивались технологии, всегда будут люди, в основном старшего поколения, которые идут в банк, чтобы получить общение».

Проведение платежей, использование карт для покупок, оплата ЖКУ со временем полностью уйдут в Интернет, прогнозируют в Ак Барс Банке. Через 5 лет инфокиоски, инфоматы перестанут выполнять эту функ­цию. Уменьшится роль банкоматных сетей - с учётом тренда на безналичные расчёты и планов запуска сервиса по выдаче наличных в магазинах. Клиенты смогут оплатить покупку картой, а сдачу забрать деньгами. 

Офисы банков будут транс­формироваться в центры консультаций по решению сложных жизненных ситуаций: приобретение недвижимости, автомобиля, например.

Слева направо: вице-президент Банка Казани Александр Пронягин, начальник отдела платёжных сервисов отделения «Банк Татарстан» Сбербанка Булат Уткузов, гендиректор «Ак Барс Цифровые Технологии» Рафаэль Валеев. Фото: АиФ

Шире или компактнее?

Ещё один вектор, который активно обсуждается многими банками, - консолидация в одной точке банковских и государственных услуг по модели многофункционального центра (МФЦ). Там можно получить весь спектр жизненно необходимых услуг. МФЦ для бизнеса  запустили в Казани Сбербанк и минэкономики РТ.

У Банка Казани планов по МФЦ пока нет. Тут выводят в онлайн отдельные услуги, откликаясь на первоочередные запросы. Один из пилотов - подача документов на регистрацию залога сразу в офисе банка, без выезда с клиентом в офис Росреестра. «В силу нашей компактности мы привлекаем клиентов по отдельным продуктам, - говорит Александр Пронягин. - Делаем акцент на том, что абсолютно любая услуга - будь то классический банковский продукт или заказ справки, консультация - всё было доступно с мобильного устройства. Сейчас у нас 35-40% операций происходит в дистанционных сервисах, а не в офисах, 85% продуктов и услуг можно получить через «цифру». Цель - 100%.

Совершенствуются и онлайн-услуги для бизнеса. «Мы перевели инкассацию на самоинкассацию, - говорит Б. Ут­кузов. - Предпринимателям  важна скорость предоставления средств. И мы сокращаем сроки по безналичным платежам, чтобы деньги перечисляли день в день. Это очень выгодно для тех, кому всё время нужно вкладывать деньги в оборот. У нас есть свой «финансовый супермаркет», где клиент может подключить и околобанковские услуги. Так, малый бизнес, у которого нет юриста, может подключить эту услугу за абонентскую плату».

В Банке Казани можно открыть расчётный счёт через сайт, т. е. в течение 5 минут получить банковские реквизиты, не приходя в офис. Запустили интернет-банк для юрлиц на новой платформе. Она позволяет в одном интерфейсе видеть свои счета как юридического, так и физического лица.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах