Но в каждой шутке - лишь доля шутки.
Победить боль
- Что такое боль с точки зрения физиологии, Руслан Танович?
- Реакция организма на травму, патологические процессы, интенсивное медицинское вмешательство. Исключение лишь естественные роды. Люди не должны страдать от боли. Она бывает разной: острой, хронической, периодической, внезапной… Победить её вполне возможно. Но одно дело – облегчить состояние, другое - ликвидировать причину.
- Правда ли, что общий наркоз отнимает 5 лет жизни, поскольку «вырубает» центральную нервную систему?
- Неправда. Адекватно проведённая анестезия не нарушает процессов жизнедеятельности. Наркоз - многогранное понятие. Он индивидуально подбирается для каждого больного.
- В Казани были летальные исходы, когда стоматологи применяли общий наркоз…
- Анестезиология – наука, требовательная к технике. Есть области, где её применение чревато проблемами: челюстно-лицевая и пластическая хирургия, стоматология… Для дыхательной системы пациента - риск. Не каждая стоматологическая поликлиника или частный центр имеют необходимую аппаратуру, квалифицированного анестезиолога. Я думаю, что в стоматологии общий наркоз не нужен.
- Вы упомянули о родах… В Америке даже естественные, как правило, обезболиваются. А наши бабы всё стерпят?
- В РФ при нормальном родоразрешении общая анестезия почти не используется. Применяется так называемая анельгезия, т.е. блокада. Это устраняет сильную боль при сохранении мышечного тонуса, роженица осознанно следует советам акушера, а её организм мобилизуется. Такой наркоз не вреден ни матери, ни ребёнку. Если по показаниям необходимо кесарево сечение, применяются другие методики обезболивания.
Знай свои права!
- Сегодня пациент, который ложится на операцию, имеет право знать всё, в т.ч. и про наркоз… Ему предоставляется выбор обезболивания?
- Все вмешательства осуществляются с согласия пациента, если он дееспособен. Хирург популярно разъясняет смысл операции, её перспективы. Анестезиолог - то же самое относительно наркоза, если, конечно, больной интересуется. Но большинству это неинтересно, главное - чтобы не было больно, не слышно и не видно. Анестезиолог, обеспечивая безопасность больного, выбирает наиболее оптимальный вариант для конкретного случая, определяет степень риска, прогнозирует последствия, поскольку изучил данные о состоянии пациента. С учётом нюансов порой нужно комбинировать разные виды наркоза.
Свет в конце туннеля
- Реаниматология - одна из самых молодых медицинских специальностей?
- В РФ ей нет ещё и 70 лет. Наше отделение было первым в РТ, в НИИ травматологии и ортопедии на ул. Горького. За рубежом анестезиология и реанимация разделены, у нас - связаны. Считаю, что это правильно, поскольку мы поддерживаем, а порой и протезируем с помощью аппаратуры систему жизнеобеспечения. Если патологические процессы обратимы, то реаниматолог может развернуть их в сторону жизни. Это могут быть внезапная коронарная смерть, инфаркт миокарда, тромбоэмболия и т.д. В РКБ несколько отделений реанимации, каждое имеет дело со своим контингентом пациентов. В Перинатальном центре, например, летальности вообще нет. А в неврологии, терапии или хирургии без этого никуда не денешься, поскольку здесь встречаются тяжёлые недуги, отягчённые сопутствующими, порой неизлечимыми, заболеваниями. В нашем отделении мы сталкиваемся чаще всего с травмами, имеем дело и с детьми, и с подростками, и с людьми трудоспособного возраста, ведущими активный образ жизни. Травмы, полученные ими на производстве, в результате ДТП, в ходе занятий спортом или, что скрывать, криминальных разборок, требуют помощи анестезиологов-реаниматологов.
- Есть ли предельный возраст для реанимационных мероприятий в случае клинической смерти?
- Они проводятся всем, невзирая на возраст. Больные могут находиться в палате интенсивной терапии длительное время. Либо жизненные функции восстанавливаются, либо...
- Недавно прочла историю: через 45 минут после клинической смерти пациент ожил. Но ведь мозг умирает спустя несколько минут…
- Скорее всего, этот пациент ожил благодаря интенсивной работе реаниматологов при массированной медикаментозной поддержке. Но оживёт ли его мозг, который столько времени находился без доступа кислорода и крови? Смерть мозга приравнивается к смерти человека, а сердце может ещё долго работать… Я практикую 17 лет, но ещё не видел тех, кто годами находился в коме, а после возвращался к нормальной жизни.
- Как вы относитесь к эвтаназии?
- Наше общество пока не готово к этому. Я видел много неизлечимых, тяжко страдающих, несмотря на обезболивание, людей, которые умоляли прекратить их мучения. Но кто возьмётся? Гуманно ли это? Надежда умирает последней… И для больного, и для его близких она остаётся всегда.
- Какова средняя стоимость содержания больного в палате реанимации?
- Один день – порядка 12 тысяч рублей. А обезболивание, например, при высокотехнологичной операции эндопротезирования (это замена тазобедренного сустава), - примерно 3 тысячи.
- Всем хочется жить долго, а если болеть, то «небольно». Но медицина пока не всесильна. Как складываются ваши будни?
- 7 дней в неделю – неотложка, 3-4 раза в месяц - вылеты по линии санавиации. Постоянные дежурства. Некогда почитать литературу, чтобы ознакомиться с новинками по специальности, расширить кругозор… А ведь мировая медицина идёт вперёд, нужно быть в курсе, обмениваться опытом, в том числе и с зарубежными коллегами… Нам, кстати, есть чем обменяться: наше отделение – традиционный лидер в РТ по применению некоторых методик обезболивания в травматологии и ортопедии, которые безопасны для пациента, очень эффективны и гораздо дешевле, чем общая анестезия. На каком-нибудь профессиональном медицинском форуме мы бы это доложили. С тех пор, как существует человеческая цивилизация, нет темы более актуальной, чем жизнь и смерть.