В конце ноября больничные клоуны из Казани отправляются в Москву на встречу с коллегами из Италии – для обмена опытом.
В Европе практика терапии тяжелобольных детей с помощью клоунов существует почти 30 лет, в России же – чуть более пяти. Полгода назад эта традиция пришла в Татарстан. Тогда из более чем 60-ти претендентов отбор прошли 12 человек. И сейчас благодаря этим людям маленькие пациенты ДРКБ регулярно получают заряд положительной энергии, который помогает снять боль, страх и стресс.
Сюрприз с носом
Для многих маленьких пациентов появление на пороге палаты необычных врачей – настоящий сюрприз. Казалось бы, только что ребенок грустил, лежа в кровати, и вот он уже весело хохочет. Трудно поверить, но за импровизированными выступлениями больничных клоунов - несколько месяцев тщательной подготовки. Сначала – отбор, затем обучение в школе, тренинги, сложный и неоднозначный поиск образа. И только потом выходы под контролем первого профессионального больничного клоуна России Константина Седова (Доктора Кости).
- Нам так часто задают вопрос о том, почему мы стали больничными клоунами, что даже не знаем, как на него отвечать. Лично я этим хотела заниматься давно, - говорит Ольга КАЛАЧЕВА (Доктор Белла Донна).
- Я работала с инвалидами, но не систематически. Плюс был интерес к сцене, не профессиональной, конечно, а, скажем так, - к домашней. В больничной клоунаде всё соединилось будто специально для меня, - делится руководитель социально-психологической службы ИЭУП Екатерина УРАКОВА (Доктор Фрося).
На данный момент Казань – один из немногих городов России, где работают профессиональные, то есть специально обученные больничные клоуны. Помимо актёрских навыков, языка мимики и жестов ребятам пришлось вникать в азы медицины, правила больничной гигиены (перед каждым выходом артисты обрабатывают руки, обувь и одежду специальным раствором).
- Мы очень много общались с врачами, психологами, - рассказывает студентка КГУКИ Гульнара ДАЯНОВА (Доктор Лили). - Они объясняли специфику заболеваний, особенности поведения детей.
В работе больничных клоунов есть чёткие правила: ребенка можно трогать только за видные места, например, ладошки, - чтобы не зацепить катетер от капельницы. Нельзя обещать прийти в определенный день и час, запрещено говорить о болезни. А вот шутки, к примеру, о горячем чайнике в ожоговом отделении вполне допустимы. Конечно, в разумных пределах.
Важна эмоция
Главная задача больничного клоуна – вывести ребенка на эмоцию в любом её выражении: смехе, улыбке, взгляде, движении рук. Даже если она будет негативная, например, агрессия. Бывает, что клоуну здорово достается от того или иного ребенка, который в кулаки вкладывает всю свою боль, страх и переживания. В этом случае врач с накладным носом выступает в качестве мишени. Пусть маленький пациент выплеснет негатив на артиста, а не на врача или маму. Зато потом на процедуры - а некоторые из них бывают очень болезненными – ребёнок пойдет уже спокойно.
Клоуны работают со всеми детьми без исключения, независимо от тяжести заболевания. В случаях, когда ребёнок из-за своего состояния не может громко смеяться, взгляд и еле заметная улыбка уже считаются результатом. С теми, кто находится в коме, клоуны просто разговаривают, тихонько им что-нибудь поют.
- В закрытых боксах мы вообще работаем через стекло, - говорит Екатерина Уракова. – Мама держит малыша на руках, а мы пускаем мыльные пузыри, строим рожицы.
При этом ребята работают не только с детьми, но и с персоналом и, конечно, с родителями. «Мы уходим, а мамы, заряженные положительной энергией, остаются и дарят своему ребенку позитив» - добавляет Доктор Фрося.
Гореть, но не сгорать
Актёрское мастерство и умение работать в паре - это далеко не все, что должны уметь больничные клоуны. Основная сложность – держать под контролем собственные эмоции. Жалость остается за порогом больницы – клоуны идут туда не жалеть, а дарить хорошее настроение. Но порой совладать с совершенно понятными человеческими чувствами бывает невозможно. Наступает опасность эмоционального выгорания, справиться с которой помогают психологи и… напарники.
«Я только недавно осознала, в каком серьёзном отделении мы работаем, - делится Ольга Калачева. – Дети здесь лежат по два - три раза в год. К ним привыкаешь, они становятся тебе как родные».
«Поэтому мы ходим парами, и если один из нас в процессе, что называется, «сдувается», плохо себя чувствует или у него нет настроения, то второй перехватывает инициативу, - рассказывает Екатерина Уракова. – Затем сложные случаи мы разбираем. Каждый свой выход мы обязательно описываем в «Живом журнале». Друг у друга читаем, смотрим новые идеи, придумываем, что еще можно сделать для того или иного ребенка. Ведь наша задача – не только развлекательная, но и терапевтическая. Например, в одном из отделений лежит парализованная девочка. Мы приносим ей мячики разной формы, чтобы она их трогала, держала, сжимала. И если этой ей удается, то мы считаем свою задачу выполненной».
Кстати
Доктор Кеша: «Я вернусь!»
Пожарный Рашит Мавлеев (Доктор Кеша) – единственный парень среди казанских больничных клоунов. Его отношения с будущей супругой Лилией Сулеймановой (Доктором Зиной) начались именно на курсах по подготовке клоунов. Пока Рашит по семейным обстоятельствам не участвует в проекте, но обещал непременно вернуться.
P.S. Социальный проект «Больничный клоун» реализуется Уполномоченным по правам ребенка в РТ, Уполномоченным по правам человека в РТ совместно с НКО «Больничная клоунада» (Москва) при поддержке министерства здравоохранения РТ и благотворительного фонда «Росток».
Есть мнение
Лилия ГОРОХОВА, заведующая психологическим отделением ДРКБ, клинический психолог:
- Клоуны помогают детям снять внутреннее напряжение, переключиться на другие эмоции. Смена настроения дает положительные результаты на всех уровнях: психологическом, физиологическом... Когда ребенок испытывает положительные эмоции, то иммунная система соответственно, получает своеобразную команду «все нормально, я работаю!». Если малыш болеет и находится в стационаре, вся семья испытывает психоэмоциональное напряжение. А возможность посмеяться и повеселиться позволяет ребенку раскрепоститься и избавиться от него.