Примерное время чтения: 6 минут
2378

Три удмуртские «свадьбы». Для каждого события нужен свой костюм

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Татарстан 17/10/2018
Марина Иванова стремится сохранить вековую мудрость предков.
Марина Иванова стремится сохранить вековую мудрость предков. / Оксана Бирюкова / Из личного архива

Об обрядах, принятых в удмуртских семьях, «АиФ-Казань» рассказала исполнительный директор Региональной общественной организации «Национально-культурная автономия удмуртов РТ» Марина Иванова.

Вспомнить всех 

«Удмурты компактно проживают в шести районах - Агрызском, Кукморском, Мамадышском, Балтасинском, Бавлинском и Менделеевском. И у каждой группы есть свои праздники и мероприятия, которые принято хранить в семье и передавать, - поясняет Марина Анатольевна. - В современных семьях эти традиции берегутся главным образом благодаря старшему поколению. Наиболее сохранены эти ценности у агрызской группы, придерживающейся языческих устоев. Так, например, у них ежегодно проводятся родовые моления, сопровождающие важные события жизни. Но в основном удмурты исповедуют православие». 

Дважды в год удмурты устраивают поминальные дни. До 14 октября проводится обряд под названием «кисьтон», в этот день хозяева режут курицу или петуха, пекут блины и за столом поминают всех усопших родственников. Аналогичный обряд проходит в четверг перед Пасхой.

Кукморские удмурты на Рож­дество проводят обряд под названием «уллань дязег»: для праздничного стола варится каша и отдельно - бульон из мяса птицы (утки или гуся). Как и у других народов Поволжья, почитается у удмуртов Петров день (12 июля). В некоторых семьях в этот день забивается барашек и варится суп из нового урожая картофеля.

В Татарстане удмурты делятся на шесть групп. У каждой - свои обычаи. Фото: Из личного архива/ Оксана Бирюкова

Гостинцы младенцу

Одно из основных поня­тий, формирующих удмуртскую сис­­тему мировоззрения, - свадьба. Рождение - это свадьба с жизнью, непосредственно свадьба - это свадьба с человеком, а похороны - свадьба со смертью. И для каждой «свадьбы» у человека обязательно должен быть свой костюм. 

У кукморских и мамадышских удмуртов до сих пор распространён обряд «умыкания» невесты. Прежде чем молодые сочетаются браком, парень крадёт невесту, заранее не договариваясь с ней, когда это произойдёт. Невесту приводят домой к будущему жениху в полночь, а её родственникам сообщают: «Ваша тёлочка у нас!». Если родители девушки дают добро на свадьбу (как правило, так и бывает, поскольку обычно всё делается по обоюдному желанию), то на следующий день зазываются сваты, гости, а будущие родственники отправляются в гости друг к другу. 

Со свадьбой связан ещё один популярный обряд - «чумер сиён». В шарики из пресного теста добавляется необычная начинка (свёкла, уголь, апельсиновые корочки и другие кусочки еды), затем их отваривают как пельмени. Каждый гость должен купить себе «чумер» и съесть его. Это сродни пожеланию счастья молодым. Собранные деньги становятся первым семейным капиталом молодожёнов. 

Фото: Из личного архива/ Оксана Бирюкова

А ещё в нынешних удмуртских семьях принято играть обычную свадьбу, а на второй день - удмуртскую. Конечно, она далека от первоначального варианта, но ключевые моменты сохранились: гости собираются  в доме невесты, поют обрядовые песни, танцуют и забирают приданое. 

Рождение ребёнка тоже связано с обрядом. В семье Марины Ивановой, например, он называется «вой сиён». На 40-й день после рождения малыша в дом с подарками приходят гости и по желанию оставляют деньги в обмен, например, на то, чтобы увидеть малыша, подержаться за его ножку.

«Многие обычаи и традиции в современных семьях претерпели трансформацию (например, вместо сундука с приданым используется комод) или практически не соблюдаются, - говорит Марина Анатольевна. - Моя задача - подвигнуть молодое поколение фиксировать то, что передавалось из поколения в поколение. Конечно, если в семье этого не было с рождения, намеренно привить что-то невозможно. Но если ребёнок растёт в этой культуре, её толика в нём обязательно сохранится. В нашей семье так и было. Мне было интересно учиться этому у старшего поколения, записывать то, что сохранили бабушки, - обрядовые моменты, забытые песни, вековую мудрость». Именно осознание себя как части народа, уверена она, делает человека духовно богаче. 

«Трудно одно­значно сказать, можно ли с помощью национальных традиций сохранить семью. Но если определенные устои в ней сохранились, то это в какой-то мере может способствовать её крепости. Людям, воспитанным и живущим в одной культурной традиции, легче делать это», - говорит Марина Иванова.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах