Об обрядах, принятых в удмуртских семьях, «АиФ-Казань» рассказала исполнительный директор Региональной общественной организации «Национально-культурная автономия удмуртов РТ» Марина Иванова.
Вспомнить всех
«Удмурты компактно проживают в шести районах - Агрызском, Кукморском, Мамадышском, Балтасинском, Бавлинском и Менделеевском. И у каждой группы есть свои праздники и мероприятия, которые принято хранить в семье и передавать, - поясняет Марина Анатольевна. - В современных семьях эти традиции берегутся главным образом благодаря старшему поколению. Наиболее сохранены эти ценности у агрызской группы, придерживающейся языческих устоев. Так, например, у них ежегодно проводятся родовые моления, сопровождающие важные события жизни. Но в основном удмурты исповедуют православие».
Дважды в год удмурты устраивают поминальные дни. До 14 октября проводится обряд под названием «кисьтон», в этот день хозяева режут курицу или петуха, пекут блины и за столом поминают всех усопших родственников. Аналогичный обряд проходит в четверг перед Пасхой.
Кукморские удмурты на Рождество проводят обряд под названием «уллань дязег»: для праздничного стола варится каша и отдельно - бульон из мяса птицы (утки или гуся). Как и у других народов Поволжья, почитается у удмуртов Петров день (12 июля). В некоторых семьях в этот день забивается барашек и варится суп из нового урожая картофеля.
Гостинцы младенцу
Одно из основных понятий, формирующих удмуртскую систему мировоззрения, - свадьба. Рождение - это свадьба с жизнью, непосредственно свадьба - это свадьба с человеком, а похороны - свадьба со смертью. И для каждой «свадьбы» у человека обязательно должен быть свой костюм.
Со свадьбой связан ещё один популярный обряд - «чумер сиён». В шарики из пресного теста добавляется необычная начинка (свёкла, уголь, апельсиновые корочки и другие кусочки еды), затем их отваривают как пельмени. Каждый гость должен купить себе «чумер» и съесть его. Это сродни пожеланию счастья молодым. Собранные деньги становятся первым семейным капиталом молодожёнов.
А ещё в нынешних удмуртских семьях принято играть обычную свадьбу, а на второй день - удмуртскую. Конечно, она далека от первоначального варианта, но ключевые моменты сохранились: гости собираются в доме невесты, поют обрядовые песни, танцуют и забирают приданое.
Рождение ребёнка тоже связано с обрядом. В семье Марины Ивановой, например, он называется «вой сиён». На 40-й день после рождения малыша в дом с подарками приходят гости и по желанию оставляют деньги в обмен, например, на то, чтобы увидеть малыша, подержаться за его ножку.
«Многие обычаи и традиции в современных семьях претерпели трансформацию (например, вместо сундука с приданым используется комод) или практически не соблюдаются, - говорит Марина Анатольевна. - Моя задача - подвигнуть молодое поколение фиксировать то, что передавалось из поколения в поколение. Конечно, если в семье этого не было с рождения, намеренно привить что-то невозможно. Но если ребёнок растёт в этой культуре, её толика в нём обязательно сохранится. В нашей семье так и было. Мне было интересно учиться этому у старшего поколения, записывать то, что сохранили бабушки, - обрядовые моменты, забытые песни, вековую мудрость». Именно осознание себя как части народа, уверена она, делает человека духовно богаче.
«Трудно однозначно сказать, можно ли с помощью национальных традиций сохранить семью. Но если определенные устои в ней сохранились, то это в какой-то мере может способствовать её крепости. Людям, воспитанным и живущим в одной культурной традиции, легче делать это», - говорит Марина Иванова.