В Казани впервые пройдут гастроли одного из старейших драматических театров России - Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина — легендарного Александринского театра.
На сцене им. Галиаскара Камала 30 и 31 мая покажут спектакль «Ревизор», 2 и 3 июня - «Женитьбу».
Стоимость билетов 500-2500 рублей (16+).
«Ревизор»
Спектакль Валерия Фокина на основе сценической версии Вc. Мейерхольда и М. Корнева (ГОСТИМ, 1926 год).
Спектакль - лауреат Государственной премии Российской Федерации, Российской национальной премии «Золотая маска», Высшей театральной профессиональной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Валерий Фокин по праву считается одним из лучших знатоков творчества Гоголя. В этом спектакле мастер обращается к пьесе «Ревизор» уже в третий раз. Однако его александринский спектакль – особый. Именно на этой сцене бессмертная гоголевская комедия была впервые представлена 19 апреля 1836 года, и сам Николай Васильевич Гоголь принимал активное участие в подготовке того легендарного спектакля. Премьера спектакля Валерия Фокина состоялась 5 октября 2002 года и стала десятой версией этой классической пьесы русского репертуара на Александринской сцене.
Именно поэтому в этом спектакле закономерно обретают власть три архетипа. Во-первых, образы давней исторической премьеры 19 века, во-вторых, реминисценции из гениального спектакля Всеволода Мейерхольда (исследователем сценического наследия которого также является Валерий Фокин), поставленного в ГосТИМЕ в 1926 году и, конечно же, отражения самого Петербурга - не только того, гоголевского, но и сегодняшнего открывающегося нам и своим величием, и своими саркастическими гримасами. Рождение абсурда из духа обыкновенной жизни - подвох, подстерегающий сегодня многих, возомнивших, будто порок и безнаказанность могут править миром. В этом смысле гениальная комедия Николая Васильевича Гоголя может восприниматься как "государственная" пьеса. Гоголевский «фантастический реализм» с его двойственностью и гротеском органично вписывается в стиль Александринки.
Отличительные черты режиссуры Валерия Фокина в полной мере проявились в этом спектакле. «Ревизору» свойственны психологизм, сгущенный до метафоры, событийность, не теряющая своей жизненной реальности. И вместе с тем, обостренная до символа, индивидуальность актера, его психофизика и личностные свойства, подчеркнутые как амплуа и зачастую преобразуемые в маску. Музыкальность композиционной структуры действия, отточенность композиционного и пластического рисунка. Россия здесь возникает, не как сатирическое изображение условного 19 века, а как картина более реальная, рисующая Россию обобщенно, такой она была в 19 века, такой предстает и в 21 веке.
«Женитьба»
Спектакль народного артиста России, лауреата Государственных премий России Валерия Фокина по одноименной комедии Николая Гоголя.
Сценография и костюмы заслуженного художника России, лауреата Государственной премии России Александра БОРОВСКОГО
Музыка заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России Леонида ДЕСЯТНИКОВА
Премьера спектакля художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина «Женитьба» состоялась в январе 2008 года, в преддверие 200-летнего юбилея классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя.
По итогам сезона спектакль стал лауреатом самой престижной профессиональной награды Российской Федерации - Российской национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в двух номинациях – «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника». В немалой степени благодаря также блистательному ансамблю актерских работ эта постановка и сегодня остается одной из самых любимых публикой в репертуаре Александринского театра.
Для Валерия Фокина гоголевское творчество на протяжении уже долгих лет является источником вдохновения. К пьесе «Женитьба» режиссер обратился вслед за постановкой на Александринской сцене «Ревизора» в 2002 году.
В своем спектакле Валерий Фокин раскрывает острый конфликт, стремящегося сохранить свой личностный мир, героя с приобретающей абсурдный, почти балаганный облик, действительностью. Действительностью, провоцирующей человека выделывать самые невероятные трюки и участвовать в нелепых, словно навязанных нечистой силой аттракционах. Таковым аттракционом выглядит история сватовства сразу шести женихов к купеческой дочке Агафье Тихоновне Купердягиной, даже в своих снах и фантазиях не находящей избранника, обладающего всем комплексом человеческих достоинств.
Образ открывающегося то снаружи, то изнутри балагана, созданный известным сценографом Александром Боровским, подчеркивает активную динамику переходов из мира внутренних фантазий героя, устроившегося на удобном, почти «обломовском» диване, во внешний – враждебный и неустойчивый мир, где герой чувствует себя крайне неуверенно.
Сценическая жизнь классической комедии Гоголя «Женитьба» началась на Александринской сцене в 1842 году. В премьерном спектакле первым исполнителем роли Подколесина стал великий русский актер Александр Мартынов. И с этого времени, наряду с «Ревизором», «Женитьба» традиционно украшала афишу Александринского театра. А интерпретации гоголевских пьес всегда определяли творческий строй труппы первого российского национального театра, становились программными. Эта традиция продолжается.