Примерное время чтения: 8 минут
355

Причуды блондинки Кармен. Что за оперу поставил в Казани ученик Дзеффирелли?

Кармен (Екатерина Сергеева) и Эскамильо (Владимир Целебровский).
Кармен (Екатерина Сергеева) и Эскамильо (Владимир Целебровский). / Максим Платонов / Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

Премьера новой версии оперы Жоржа Бизе «Кармен» (18+) состоялась на 43-м Международном Шаляпинском фестивале в Казани. Почему постановку доверили  итальянцам, и кто из казанских артистов удивил их больше всего, выяснил «АиФ - Казань».

 Орудует шайка контрабандистов

Выбор «Кармен» для премьеры Шаляпинского определили несколько знаковых дат. В этом году опере исполняется 150 лет. Казанцы впервые услышали её 140 лет назад. И ровно 130 лет назад, в свой день рождения 22-летний уроженец Казани Фёдор Шаляпин подписал контракт с Мариинским театром. Среди партий, которые ему нужно было исполнять, был и капитан Цунига из «Кармен».

У этой оперы непростая судьба. Критики ещё до премьеры призывали отцов семейств не пускать жён и детей в театр, потому что на сцене орудует шайка контрабандистов, какие-то цыгане… Видимо, антиреклама дала эффект - публика шла и шла на спектакль. Несмотря на провал первой постановки в парижском театре «Опера-Комик», «Кармен» быстро завоевала популярность во всем мире. Этот успех предсказал Пётр Чайковский, одним из первых назвавший творение Бизе шедевром.

 «Belissimo! - описывает свои впечатления от работы над казанской «Кармен» Марко Гандини.
Марко Гандини: «Восхищаюсь силой духа российского артиста».  Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля/ Максим Платонов

Но ставить спектакль о свободолюбивой цыганке непросто. Так, директор Татарского театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов считает «Кармен» очень коварной оперой.

«Эта французская музыка способна оказать огромное воздействие на зрителя, - отмечает Мухаметзянов. - Исполнять её надо таким образом, чтобы передать напряжение, которое возникает из-за любовного треугольника и разрывается в какой-то момент, как пружина».

Сила российского артиста

В Казани «Кармен» ставили уже несколько раз. Новую версию решили сделать более реалистичной. Для этого пригласили итальянского режиссера Марко Гандини - ассистента великого Франко Дзеффирелли. Именно Дзеффирелли поставил в 1978 г. в Венской опере фильм-оперу «Кармен» с Пласидо Доминго и Еленой Образцовой - в то время лучшей в мире исполнительницей этой партии.

Марко Гандини ставил «Кармен» в Метрополитен опера в Нью-Йорке. А свой первый спектакль по этой опере он создал в 1995 г. в Вероне. Прежде чем начать работу режиссёр отправился в Андалузию, прожил две недели в семьях цыган, пел, танцевал с ними, впитал дух этого народа.

Вместе с Марко Гандини над спектаклем в Казани трудились его соотечественники художник-постановщик Итало Грасси и художница по костюмам Анна Биаджотти.

 

«Belissimo! - описывает свои впечатления от работы над казанской «Кармен» Гандини. - Не знаю почему, но мы с российскими артистами понимаем друг друга с полуслова - не только в России, но и по всему миру. Я могу назвать себя темпераментным, пылким. Восхищаюсь силой духа российского артиста, в котором я тоже вижу и страстность, и пылкость».

Режиссёр считает, что в его спектакле в Казани каждый артист уникален, каждый выложился максимально. И особо отмечает хор Татарского театра оперы и балета:

«Кармен» - очень трудная опера. Исполнитель в ней не может быть представлен без хора. У меня большой опыт работы с хорами по всему миру, и я впервые вижу такой великолепный хор, как здесь. Это замечательные актёры, они отлично подготовлены».

В массовых сценах «Кармен» одновременно участвуют более ста артистов. Это не только хор, но и танцоры. Солдаты, девушки с табачной фабрики, контрабандисты, простые жители Севильи, дети спорят, смеются, обсуждают новости, ругаются, огорчаются, танцуют, дерутся, наблюдают за корридой… Городские площади, горные перевалы - все пространства кажутся очень большими. Их зрительно расширяют сцена с особым уровнем наклона, декорации разной высоты и конфигурации. Так, очень эффектно выглядит первое появление тореадора Эскамильо (солист «Санктъ-Петербургъ Опера» Владимир Целебровский) - он как триумфатор спускается к рукоплещущим ему горожанам с каменной лестницы.

Белокурая цыганка поет о любви и свободе, танцуя, сидя и даже лежа. Ее движения непринуждённы, смелы, порой даже резки.
Белокурая цыганка поет о любви и свободе, танцуя, сидя и даже лежа. Ее движения непринуждённы, смелы, порой даже резки. Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля/ Рамис Назмиев

«Понимаю, принимаю, люблю!»

В первый день премьеры заглавную партию пела солистка Мариинского театра и Татарского театра оперы и балета им. Джалиля Екатерина Сергеева. Эта певица запомнилась зрителям на Шаляпинском фестивале 2024 г. партией Вани - приёмного сына Сусанина в опере «Жизнь за царя».

За несколько минут до выхода на сцену певица абсолютно спокойно беседовала с журналистами о своей героине, о работе с режиссёром из Италии.

«Понимаю, принимаю, люблю, - высказалась Екатерина Сергеева о Кармен. - Марко Гандини - прекрасный режиссер, очень хорошо чувствующий характер человека и дающий артисту возможность открывать себя в спектакле. Моя коллега, которая поёт во второй день премьеры (Солистка московского театра «Новая Опера» Анастасия Лепешинская. В Татарском театре оперы и балета она пела впервые. - Прим. авт.), создала немного другой образ. Всё это режиссёром принимается, он даёт возможность артисту проявить себя».

Кармен Екатерины Сергеевой стала для зрителей сюрпризом. Певица не стала надевать парик - на сцену вышла цыганка с белокурыми кудрями.

«Видимо, это новаторская идея, - обсуждали облик героини зрители. - Но дело ведь не в цвете волос, а в том, как она себя подаёт…».

Белокурая цыганка поет о любви и свободе, танцуя, сидя и даже лежа. Ее движения непринуждённы, смелы, порой даже резки.

трагический финал происходит на фоне огромного католического креста - символа жертвенной любви, которая совсем не похожа на чувства Кармен.
Трагический финал происходит на фоне огромного креста - символа жертвенной любви, которая совсем не похожа на чувства Кармен. Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля/ Максим Платонов

В первом действии Кармен одета в ярко-красную юбку и ослепительно-белую кофточку. В конце оперы светлых тонов уже нет. Во время последней встречи с Хозе (солист Мариинского театра Ахмед Агади) на цыганке мрачный костюм лилово-синих тонов. Их объяснение и трагический финал происходит на фоне огромного креста - символа жертвенной любви, которая совсем не похожа на чувства Кармен.

А значит, новый спектакль по всемирно известной опере - не просто красивое зрелище с чарующей музыкой, но и размышления о противоречивом характере Кармен, о её силе и слабости, о любви и свободе.


КСТАТИ

Казанцы впервые услышали «Кармен» в 1885 г в антрепризе Медведева. В Татарском оперном театре оперу впервые поставили в 1942 г., позже было ещё четыре постановки.

Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина проводят в Казани с 1982 г.

В афише 43-го фестиваля 11 спектаклей и два гала-концерта. В нём участвуют  артисты и дирижеры из России, Италии, Белоруссии, Азербайджана, Израиля и Узбекистана.

Второй премьерой на фестивале станет концертно-сценическое исполнение оперы «Манон Леско» Джакомо Пуччини 11 февраля. Эта опера прозвучит в Казани впервые. Партию Манон Леско исполнит Светлана Касьян. В роли кавалера де Грие - Ахмед Агади.

Завершится оперный форум в Казани 2 марта 2025 г.  

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах