С неизменным аншлагом, под крики «браво!» в 42-й раз открылся в Казани Международный Шаляпинский фестиваль. Как возник этот оперный форум, кто считает мысль о его основании авантюрной, и почему в этом году для премьеры выбрана «Жизнь за царя» Глинки - опера о подвиге реального героя XVII в. Ивана Сусанина, спасшего царя Михаила Романова, узнал «АиФ-Казань».
«Решили просто попробовать - закрыв глаза»
Шаляпинский фестиваль в 1982 г. основал директор Татарского театра оперы и балета имени Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.
«В 1978 - 1980 годы театр почти не посещался. Каждый раз руководителю вносили выговоры, потому что было 50 человек в зале и 150 на сцене, - вспоминает работавший тогда в ТЮЗе Рауфаль Мухаметзянов. - В этой ситуации появилась мысль провести Шаляпинский фестиваль. Она, конечно, авантюрной была, как я с годами понял. А тогда решили просто попробовать - закрыв глаза. Успех превзошёл ожидания. И всё стало меняться в нашем театре… Сейчас у фестиваля большая история».
Роскошнейший репертуар был у Казанской оперы ещё до революции 1917 г. Есть данные, что по масштабам оперных показов Казань была третьим городом в России после Санкт-Петербурга и Москвы.
Постоянная оперная труппа с солистами, хором, оркестром и балетной группой появилась в городе в 1874 г. Её сформировал антрепренер Пётр Медведев. И первой оперой, которую увидела Казань 26 августа того же года, стала «Жизнь за царя» Михаила Глинки. С этой постановки начались постоянные оперные сезоны в столице Казанской губернии. В этом году отмечается 150-летие оперного искусства в Казани, и первым событием в череде праздничных событий стал Шаляпинский фестиваль.
«Жизнь за Серп и Молот»
«Жизнь за царя» - знаковая опера не только для казанской сцены. Это первая русская опера мирового уровня. Чайковский писал, что, если бы Глинка не создал ничего кроме финального хора «Славься!» в «Жизни за царя», он уже был бы великим композитором.
Постоянный конферансье фестиваля, народный артист Татарстана Эдуард Трескин рассказал, что мировая премьера оперы состоялась в 27 ноября 1836 г на сцене Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге. Перед премьерой в Петербурге царил ажиотаж - исполнялись отрывки из оперы, продавались ноты с ариями и дуэтами. На премьере присутствовали 2 000 человек - весь двор во главе с императором и цвет русской культуры во главе с Александром Пушкиным. Успех был феерический. Этой оперой стали открывать театральные сезоны, новые театры - так в 1860 г. был открыт Мариинский театр.
После Октябрьской революции слово «царь» можно было употреблять только в сказках, поэтому название оперы менялось, порой до абсурда - «Жизнь за Серп и Молот». В течение многих лет опера вообще была изъята из репертуара и появилась только в 1939 г. под названием «Иван Сусанин».
«Подвиг для русского человека - это нормально»
Режиссёр-постановщик премьерного спектакля 42-го Шаляпинского фестиваля, худрук камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров сравнивает значение Глинки в музыке с ролью Пушкина в литературе: «Этот тот базис, на котором рождалась великая русская музыка».
Юрий Александров отмечает, что поставленный им в Казани спектакль «Жизнь за царя» не только к юбилейной дате приурочен.
«Тема подвига, самопожертвования очень важна сегодня. Это демонстрируют наши ребята на спецоперации, - рассуждает режиссёр. - И вообще мне хотелось сказать о том, что подвиг для русского человека - это нормально, это не какая-то экстраординарная ситуация. Мы всегда этим занимались - отстаивали свою страну, помогали другим остаться на плаву.
Когда начались события в Крыму, я сразу же поставил оперу «Крым». Она шла у нас в театре с огромным успехом. Когда начались события на Донбассе, я поставил «Молодую гвардию». Это всё замечательная музыка, замечательные события. Мы ведь не птички, которые сидят в золотой клетке и чирикают… Наш спектакль о том, что волнует сейчас огромное количество людей. Вот в таких ситуациях рождается новое отношение к своей профессии, к тому, ради чего ты занимаешься этим сложнейшим видом искусства».
Звёзды первой величины… и чуть-чуть хулиганства
В дореволюционной Казани «Жизнь за царя» ставили множество раз. А в советское время эта опера шла в столице Татарии только в 1951-м и в 1968-м г. Кроме того в двух гала-концертах Шаляпинского фестиваля 2011 г. прозвучала финальная часть - знаменитый хор «Славься!».
И вот спустя много лет знаменитое творение Глинки вновь поставили на казанской сцене. В премьерном спектакле 42-го Шаляпинского форума заняты артисты ведущих театров России. Партию Ивана Сусанина исполняет солист Татарского театра оперы и балета, Большого театра России Михаил Казаков. Заслуженный артист России и народный артист Татарстана является одним из лучших исполнителей любимой партии Шаляпина - Бориса Годунова в опере Мусоргского.
Партию дочери Сусанина Антониды поёт заслуженная артистка Татарстана, лауреат Тукаевской премии Гульнора Гатина. В роли жениха Антониды - приглашённый солист Мариинского театра Кирилл Белов. Партию Вани - приёмного сына Сусанина поёт солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева.
2 февраля премьерой дирижировал народный артист России, художественный руководитель – гендиректор Мариинского театра, гендиректор Большого театра России Валерий Гергиев. По словам директора Татарского театра оперы и балета имени Джалиля Рауфаля Мухаметзянова, Гергиев впервые дирижировал оркестром Татарского театра, хотя он достаточно консервативен - всегда выступает со своим оркестром.
«Мы достаточно давно поддерживаем отношения, - рассказал о контактах с Валерием Гергиевым Рауфаль Мухаметзянов. - Если он соглашается, значит, подтверждает тот класс, который мы даём. Для нас это большая честь».
3 февраля за дирижёрский пульт встанет маэстро Андрей Аниханов (Санкт-Петербург).
Одним из украшений спектакля стала сцена польского бала, в которой задействовано больше ста артистов. Над этой сценой и всей хореографией спектакля работала постановщик Надежда Калинина (Санкт-Петербург). Для хореографа из Северной столицы это был первый опыт сотрудничества с Татарским театром им. Джалиля.
«Безумно понравилась труппа - и балетная, и оперная, - поделилась впечатлениями Надежда Калинина. - Изначально была задача - поставить традиционный спектакль. А потом я всё-таки добавляла авторские нюансы, приёмы. Похулиганила чуть-чуть в хорошем смысле этого слова…».
Балетмейстер назвала очень уместными купюры, сделанные режиссёром спектакля. Так, было сокращено время исполнения танца краковяк, который раньше длился на сцене семь минут. Для современного зрителя это слишком много, считает Надежда Калинина.
КСТАТИ
- Идею написать оперу на сюжет об Иване Сусанине Глинке подарил поэт и государственный деятель Василий Жуковский. Сусанин - реальный герой XVII века - как художественный образ был популярен в начале XIX в. Николай Полевой написал повесть «Костромские леса», поэт-декабрист Кондратий Рылеев - поэму «Думы», где есть глава «Иван Сусанин».
- Жуковский сочинил несколько первых стихов для эпилога и затем перепоручил либретто барону Егору фон Розену. Он был наставником наследника престола, будущего императора Александра II и сотрудничал с журналами.
- Глинка сам разработал и сюжет и детали оперы, поэтому фон Розен писал текст на уже готовую музыку. В работе над либретто участвовали и другие поэты, в том числе Нестор Кукольник - автор стихов знаменитого «Сомнения» Глинки.
- С 1815 г. в Санкт-Петербурге с большим успехом шла опера «Иван Сусанин» итальянского маэстро Катарино Кавоса. Он создал оперу на сюжет Александра Шаховского. Она шла на русском языке, но это было произведение в духе французской комической оперы и со счастливым концом.
- Род Глинки ведёт свое начало из Польши. Работая над оперой, Глинка использовал не только русский мелос, но и польские интонации. Возможно, в этом ему помогало происхождение.
- В 1899 г. Сусанина в Казани пел Фёдор Шаляпин. Он приехал в родной город в год, 25-летия Казанской оперы. Одной из партий, которую певец исполнил на гастролях в Казани, был Иван Сусанин.