Мировая премьера литературно-музыкального спектакля «Мастер и Маргарита. Симфонические танцы» состоялась в Казани на музыкальном фестивале «Рахманинов. Грани». Этот фестиваль впервые проходит в столице Татарстана, он посвящён 150-летию великого музыканта.
Три Мастера
У «Мастера и Маргариты» и последнего произведения Рахманинова много общего. И роман и сюита завершены в 1940 году, они стали своеобразным итогом творчества двух авторов. И, конечно же, отразили царящие в обществе настроения.
К тому же Рахманинов изначально планировал названия для частей «Симфонических танцев» - Полдень, Сумерки, Полночь. Эти определения перекликаются с образами романа Булгакова - Мастер, Маргарита, Воланд.
Оказалось, что «Симфонические танцы» Рахманинова поразительно гармонируют с текстом Булгакова. Музыка раскрывает новые грани романа, в котором есть и дьявольская красота и побеждающие её вечные смыслы.
Можно сказать, что на мировой премьере в Казани было сразу три Мастера. Сцены из знаменитого романа не просто прочитал, а сыграл народный артист России Валерий Баринов. Его партнёрами на сцене БКЗ имени Сайдашева стали пианисты из Санкт-Петербурга Пётр Лаул и Павел Райкерус. Эти музыканты знают друг друга с детства и достаточно давно исполняют произведения Рахманинова вместе. Объединение строк романа и эпического музыкального полотна в одном концерте пианисты назвали отличным решением. Ведь это обогащает их собственные представления об исполняемых вещах. А Валерий Баринов признался, что начал совсем по-другому читать Булгакова после того, как услышал игру Петра и Павла.
«День гнева» на стыке миров
«Рахманинов и Булгаков жили в разных мирах, но нам показалось, что сопоставление их произведений уместно, - сказал Пётр Лаул. - Рахманинова очень интересовала инфернальная, мистическая сторона музыки. В «Симфонических танцах» цитируется древний мотив Dies irae («День гнева» - средневековое католическое песнопение, выражающее идею Страшного суда. - Прим. Авт.). После эпизода бала у сатаны мы играем финал, в котором звучит этот мотив. В музыке он символизирует всё самое зловещее, инфернальное…
Эту формулу из четырёх основных нот Рахманинов очень часто использовал как музыкальный символ в разных своих сочинениях - и в «Рапсодии на тему Паганини», и в других поздних вещах. После эмиграции из СССР он написал шесть произведений. И, как минимум, в четырёх из них использовал мотив Dies irae».
Валерий Баринов в беседе с журналистами вспомнил свою первую встречу с романом «Мастер и Маргарита». Раритетную в Советское время книгу ему дали на две ночи, но он не стал её читать. Обратился к жене своего приятеля, которая прекрасно печатала на машинке, и все эти две эти ночи помогал ей перепечатывать книгу. Роман артист прочитал уже когда была готова эта самодельная копия.
«Я видел много спектаклей, фильмов по «Мастеру и Маргарите», в том числе и замечательную постановку Юрия Любимова, в которой великолепно играли Вениамин Смехов, Нина Шацкая. Но ни разу не было того потрясения, которое я испытал, прочитав роман, - поделился Валерий Баринов. - Меня поразил сам ракурс поднятой там проблемы. Ведь Мастер стоит как бы в стороне. Автор намеренно не раскрывает до конца этот образ. Ясно, что это рассказ о самом Булгакове. Проблема художника, любви, власти показана через Понтия Пилата, Иешуа.
На мой взгляд, это произведение в полной мере открывается только средствами литературы, языка. Его надо просто перечитывать и наслаждаться музыкой, образами. К тому же Булгаков очень театрален, сценичен - это сразу чувствуется во время чтения».
Теряем сострадание?
Формат музыкальных концертов с драматической декламацией, по словам Валерия Баринова, сегодня очень востребован. Во всяком случае, ему такие встречи с живой публикой доставляют большое удовольствие.
«Я несколько разочаровался в кино, хотя и продолжаю сниматься, - рассказал Валерий Баринов, в фильмографии которого более 230 картин. - Почему? Кино, на мой взгляд, перестало быть искусством, оно превратилось в коммерцию.
Есть замечательное определение - кстати, марксистско-ленинской эстетики: искусство - способ познания действительности через художественные образы с целью воздействия на эту действительность.
А кино, на мой взгляд, теперь идёт за толпой - за тем, кто принесёт больше денег (то есть даст больше кассовых сборов. - Прим. авт.). Больше денег несут дети (кино для детей. - Авт). Поэтому в нашу жизнь влезает столько фэнтези, столько сказки! Я не против фэнтези, но ведь это уход от действительности. Мы и так ушли от неё - в гаджеты.
Мозг должен трудиться и день и ночь, а он не трудится. В самом деле, зачем ему трудиться? Все знания есть здесь (Показывает на телефон). А душа в это время умерла и отлетела. И я уже не плачу, не сопереживаю…
Мне кажется, сегодня мы теряем одно из важных качеств человека - сострадание. Ведь я - человек только тогда, если могу разделить радость и горе другого человека».