Казань стала столицей «Золотой маски» - 31-я церемония вручения главной театральной премии страны впервые состоялась вне Москвы - в Татарстане. Подробности - в материале «АиФ-Казань».

Театральная столица
В этом году фестиваль впервые длился два дня. На «казанском Арбате» улице Баумана устроили театральные представления и шествия артистов, можно было побывать на мастер-классах, увидеть выставку театральных афиш победителей и участников «Золотой маски».

Главное действо - церемония награждения -состоялась в новом здании театра имени Камала. Перед входом расстелили красные дорожки, гостей встречали артисты фольклорного центра «Москва» в ярких национальных костюмах.

Церемония награждения началась с аплодисментов защитникам Родины. Президент «Золотой маски» Владимир Машков наряду с организаторами торжества поблагодарил «ребят, защитников Родины, которые нас оберегают и дают возможность заниматься любимым делом».

В беседе с журналистами Владимир Машков отметил, что проведение «Золотой маски» за пределами Москвы «еще раз подчеркивает многонациональный, общенациональный характер нашей театральной премии». После того, как церемонию вручения премии перенесли в Казань, ещё четыре региона РФ предложили провести у них «Золотую маску», сообщил Машков, но сами регионы не назвал.
«То, что награждение впервые проходит в региональном формате, для нас очень большие возможности продемонстрировать свою культуру, готовность принимать события самого разного уровня, - высказалась министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. - Самая большая ценность, что наше культурное пространство единое, оно не делится по принципу столичный регион и региональные практики. Мы одна большая сильная страна, в которой много талантливых людей».

Комик, трагик и злодей
Сама церемония, которую вели трагик, комик и очаровательный злодей (артисты театра Табакова Севастьян Смышников, Артур Касимов и Владимир Миллер) длилась не больше трёх часов, была яркой и динамичной. Выдерживать регламент награждающим и награждаемым помогал ещё один ведущий - Песочные часы.

Напомним, в прошлом году шесть «масок» получили татарстанские театры. На этот раз триумфаторами стали соседи - коллектив Башкирского театра оперы и балета. Этому театру вручили больше всего наград - шесть. Пять призов получили создатели спектакля «В ночь лунного затмения». Ещё один - постановка «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь».
За лучшую женскую роль в драмтеатре наградили актрису, сыгравшую мужскую роль. Это исполнительница роли Акакия Акакиевича в спектакле «Петербургские повести» Челябинского драматического Молодёжного театра Ольга Телякова. «Золотую маску» за лучшую мужскую роль в драмтеатре получил Юрий Малашин, сыгравший Папу в одноименном спектакле Русского драмтеатра Удмуртии (Ижевск). Это история о взаимоотношениях пожилого больного отца и его взрослой дочери.
«Театр - искусство коллективное, поэтому это приз не только мне, а всему нашему замечательному Казанскому театру имени Качалова. Приз моей замечательной семье в прямом смысле и моей большой театральной семье, - сказал Илья Славутский. - Но самая большая наша награда это то, что мы имеем возможность заниматься нашим любимым делом каждый день. А за это спасибо нашей стране, нашей великой многонациональной России».

Великий почин
Примерно так же, как Славутский, поступил член жюри самой первой «Золотой маски» Сергей Коробков. Свою награду за лучшую работу драматурга он передал Воркутинскому драмтеатру им. Мордвинова, поставившему по его пьесе спектакль. «Сильва. Дойти до премьеры». Эта постановка в память об артистах 1943 г. Воркутлага, которые под конвоем ходили репетировать «Сильву» Кальмана, стала визитной карточкой не только театра, но и всей культурной жизни Республики Коми.
«Дайте сделать великий почин, который объявлен с будущего года», - прокомментировал передачу приза Коробков.
Он имел в виду то, что в 2025 г. фестиваль-конкурс «Золотой маски» последний раз прошёл по старым правилам. По новому положению премии, которое начнет действовать с 2026 г., частные номинации (лучшая роль, лучший режиссер и др.) будут исключены. Лауреатами премии станут спектакли как результаты коллективного творческого труда всего театра. То есть спектакль будет награждаться как общее произведение всего творческого коллектива.

«Думаю, немного горько будет артистам, ведь они привыкли получать персональные номинации. Это всегда большое счастье для артиста, - рассуждает Наталья Самоходкина. - С другой стороны, иногда было очень обидно коллективам, которые готовят большую работу. Ведь в оперном, музыкальном театре коллектив может быть в тысячу человек и даже больше. Когда идёт выпуск премьеры, и затем участие в конкурсе, все, кто работал над постановкой, надеются, что «Золотая маска» наконец-таки попадёт в театр. Будет храниться в музее как реликвия. Но бывает так, что премия в частной номинации вручается, а в общей нет. В итоге коллектив, который выпускал работу, остаётся без этой награды».
«Изменения должны быть, не должно быть застоя, - прокомментировал свою позицию «АиФ-Казань» Ильгиз Зайниев. - Прежние правила часто вызывали обиды. Например, в спектакле играют два состава, а на премию номинируется только один. Почему этот состав, а не тот? А просто эксперты посмотрели спектакль с одним составом, ведь всё пересмотреть невозможно...
Теперь же по новым правилам победителями будут все, кто принимал участие в создании спектакля всем будут выдаваться дипломы. Очень хорошо, что по новому положению при присуждении премии спектаклю, её получают оба состава исполнителей.
Думаю, можно попробовать, а там уже будет видно на практике, насколько это хорошо. Все можно вернуть, если что-то пойдёт не так».

КСТАТИ
Главная национальная премия «Золотая маска» не имеет денежного эквивалента - лауреатам вручают только диплом и приз. И всё же эта премия может приносить театрам и материальные дивиденды. Так, директор театра Вахтангова Кирилл Крок за круглым столом в Казани представил коллегам ноу-хау, которое театр запустил на внебюджетные средства - электронное бронирование мест в буфете. По словам Крока, непременное посещение буфета во время похода в театр - чисто российская традиция, в других странах её нет. В театре Вахтангова разработали специальное меню, в том числе и бутерброд «Генерал», названный в честь получившего «Золотую маску» спектакля «Генерал и его семья». По словам К. Крока, за минувший сезон в том числе с помощью электронного бронирования мест в буфете и оригинального меню театр заработал 35 млн рублей.