Долгожданную премьеру «Гамлета» (16+) по трагедии Шекспира представляет в День космонавтики Казанский театр Качалова. О чём думают перед премьерой артисты, и с каких мелочей начинается театр, корреспондент «АиФ-Казань» узнала на генеральной репетиции спектакля.
Основная опора
О том, что театр Качалова готовит постановку главной пьесы человечества, было известно ещё летом прошлого года. Много работы потребовал текст пьесы. «Гамлет» - самая длинная пьеса Шекспира. Переводов на русский язык масса. Только канонических их около десяти. Качаловцы выбрали перевод Бориса Пастернака. Но прорабатывали и оригинальные тексты на английском. Этим языком в совершенстве владеют народный артист Татарстана Илья Славутский, играющий короля Клавдия, и актриса Регина Габбазова - исполнительница роли Офелии.
Созданную в начале XVII века пьесу художественный руководитель театра, народный артист России и Татарстана Александр Славутский называет очень современной. По его словам, это пьеса про власть, про государство, про любовь, которая используется как средство власти, пьеса о нравственности власти.
«Гамлет» - пьеса на все времена, поэтому в костюмах артистов есть не только элементы эпохи Шекспира, но и XIX века, а также наших дней. Смешение стилей не нарушает целостности спектакля, наоборот, открывает в нём новые смыслы.
Той же цели служат музыка и танцы, которые есть во многих постановках качаловцев.
«Ритм и музыка - основная опора для артиста, - считает Александр Славутский. - Танец и вокал выражают движение души».
На генеральном прогоне режиссёр скрупулёзно анализирует каждую деталь, в том числе и в работе разных служб театра. Обращает внимание даже на такую вроде бы мелочь, как шум при опускании сиденьев зрительских кресел: «Почему так громко? Необходимо исправить!».
Пенсне и костюм Чацкого: уникальные экспонаты музея Качалова в Казани
Ответы и вопросы
У зрителя простые критерии в оценке спектаклей. Ему нужно, чтобы театр задел за живое, помог разобраться в своей собственной жизни, найти ответы на волнующие проблемы.
В постановке театра Качалова всё это есть. Есть возможность самому решить, почему принц борется против своих врагов, что важнее для Гамлета - трон или справедливость, в чём секрет многовековой популярности пьесы.
«Гамлет считает, что справедливо было бы ему быть королём, - говорит исполнитель роли принца Датского актёр Павел Лазарев. - Подлость, предательство, которые совершили его родственники, - трагедия для него.
Думаю, что у каждого человека в жизни бывает момент, когда надо выбирать: быть или не быть, бороться, чтобы остаться самим собой, или отступать. С этим все сталкиваются».
«Играть на мне нельзя»
Лазарев - выпускник Казанского университета культуры и искусств, в театре Качалова работает с 2013 г. Играет Хлестакова в «Ревизоре», Гюстава в «Бале воров, графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро», Хлудова в «Беге», занят и во многих других постановках театра.
Работая над ролью Гамлета, артист специально учился играть на флейте. Флейта присутствует в одной из сцен пьесы. «Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя», - говорит принц. Режиссёр предложил включить флейту и в другие сцены. «Играть меня учил музыкант оркестра нашего театра Евгений Соколов, он до сих пор меня учит, я стараюсь совершенствоваться», - говорит Павел Лазарев.
Именно музыка помогает полнее раскрыть образ Офелии. «У Офелии в спектакле есть песня, которую наш режиссёр буквально собирал из разных кусочков - из разных источников», - рассказала актриса Регина Габбазова.
Одного из самых страшных злодеев в истории мировой драматургии короля Клавдия играет Илья Славутский.
«Но мой герой не просто Клавдий, - отмечает Славутский. - В нём собраны, переплетены и другие шекспировские персонажи - и Макбет, и Ричард III».
Исполнительница роли Гертруды народная артистка Татарстана Елена Ряшина называет свою героиню одним из самых сложных и противоречивых женских образов мировой драматургии. «Самое главное, что я выделяю для себя в этой роли, она мать, - рассуждает актриса. - Все её поступки мы рассматриваем через эту призму».