Почему добро, искренность, бескорыстие считаются чудесами, и стоит ли в них верить? Об этом новый спектакль Казанского театра имени Качалова «Чудо Святого Антония» (16+) по пьесе бельгийского писателя, философа Мориса Метерлинка. Премьера состоялась на Малой сцене театра.
«Самая страшная и тяжёлая болезнь»
Известную фразу Елены Блаватской «Чудес не бывает» хотя бы раз в жизни произносит каждый из нас. Да, мы отказываемся верить в чудеса, но продолжаем спорить о них, в глубине души надеясь на Его Величество Случай. Свою версию вечной темы 120 лет назад представил один из самых загадочных писателей XX века Морис Метерлинк, которого при жизни называли «бельгийским Шекспиром».
Сегодня самое время говорить на тему веры и безверия, искренности и фальши, считает народный артист Татарстана Илья Славутский, режиссёр-постановщик спектакля по пьесе Метерлинка.
«На мой взгляд, самая страшная и тяжёлая болезнь нашего времени - то, что человек не в состоянии поверить в добро, в бескорыстное желание помочь, - делится наблюдениями режиссёр. - «Благодаря» интернету, искусственному интеллекту, сегодня порой невозможно отличить правду от лжи. Кажется, что всё можно подделать...».
Вот и герои пьесы Метерлинка отказываются верить незнакомцу, который называет себя святым и приходит в их дом, чтобы воскресить умершую тётушку Гортензию. Ведь они готовятся к похоронам и уже видят себя богатыми наследниками. К тому же неизвестный доброжелатель, который упрямо твердит, что выполняет божью волю, больше похож на нищего, а не на святого. Эта роль - ещё одна блестящая работа народного артиста Татарстана Марата Голубева. Его святой Антоний, отстаивая свою правду, произносит всего несколько фраз, при этом находя неожиданные интонации для одних и тех же слов.
«Никто не идиот и не злодей»
Святого Антония считают сумасшедшим проходимцем, но чудо он совершает - умершую оживляет. Правда, ни сама воскресшая, ни её родственники этого как бы не замечают.
«В спектакле никто не идиот и не злодей - все нормальные люди - такие же, как мы с вами, - говорит о своих героях Илья Славутский. - Мол, мы живы, здоровы - и хорошо. А благодаря кому, уже не помним… Но это только одна грань пьесы Метерлинка. Он ставит ещё множество вопросов - и о смысле жизни, и о творчестве.
Любой человек, который творит что-то сверх нормы, - сумасшедший с точки зрения обывателя. Наверное, так же обыватели воспринимали Рафаэля расписывавшего Сикстинскую капеллу. Ну, кто будет, рискуя жизнью на огромной высоте, рисовать под потолком ангелов?!»…
Финал спектакля качаловцев отличается от сюжета, придуманного Метерлинком. У зрителя есть надежда, что святой Антоний и дальше будет совершать свои чудеса - творить добро.
В постановке заняты заслуженные артисты Татарстана Антонина Иванова, Илья Скрябин, Алексей Захаров, Александр Малинин, артисты Павел Лазарев, Миляуша Ахматова, Владимир Леонтьев, Радмир Зиятдинов и другие.