Хлестаков, отдыхающий в инвалидном кресле, его слуга Осип в военной шапке-ушанке и в пальто, напоминающем современную шинель, – эти и другие парадоксальные детали есть в новой постановке театра Качалова по комедии Гоголя.
До этого спектакля качаловцы ставили «Ревизора» почти 30 лет назад. Чем отличается новая постановка, узнала корреспондент «АиФ-Казань».
«Быть может, татары примут меня радушно»
Написанную в 1835 году комедию впервые сыграли на провинциальной сцене именно в Казани. Этот спектакль осенью 1836 года поставил в Казани выдающийся актёр Михаил Щепкин. И сам сыграл городничего.
«С досадой выезжаю в Казань. Быть может, татары примут меня радушно, в чём мне отказала ваша дирекция», - цитирует письмо Щепкина одному из артистов Александринского театра заведующий музеем театра Качалова Роман Копылов.
В советское время «Ревизор» на сцене Качаловского театра было семь постановок. В постсоветское время эта комедия стала одним из первых спектаклей, который поставил в театре Качалова Александр Славутский - в 1994 году.
«Другое оформление сцены. В этот раз молодёжный спектакль, в нём занята одна молодёжь. Лейтмотивом спектакля стала песня на музыку Альфреда Шнитке на стихи Константина Бальмонта» - говорит о новой постановке художественный руководитель театра, народный артист России и Татарстана Александр Славутский.
Славутский не скрывает: его спектакль отличается от произведения Гоголя. Над пьесой достаточно много и серьёзно работали, потому что театральная эстетика меняется каждые пять-шесть лет. Сегодня она совершенно другая по сравнению с тем временем, когда была написана пьеса.
Спектакль о России
«Я не делал спектакля об идиотах, я не делал водевиля, я не делал капустника – хотя в спектакле поют и танцуют достаточно много, - отмечает Александр Славутский. - Я старался сделать спектакль о России, о моей родине, о её проблемах. Меня интересует человек, его душа, боль. Для меня «Ревизор» - это душа человеческая, совесть».
На ремарку зрителя «Вроде бы комедия, а ничего смешного нет» режиссёр отвечает, что и не делал ничего смешного, потому что всё это очень больно. Человек берёт взятки, но он всё равно человек. Надеется, что ему простятся все грехи. Но, как писал Гоголь, «страшнее тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Ревизор этот наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничего не укроется».
Миг счастья в череде унижений
У каждого режиссёра, актёра свой Хлестаков, своё к нему отношение. Он обманщик, врун или просто наивный человек, не понимающий до конца, что происходит вокруг него?
«Почему не понимает? Всё случившееся - для него миг счастья, - делится своим видением Хлестакова Александр Славутский. - Другого мига счастья в его жизни не было, были одни унижения. Этот человек не доказал свою состоятельность своей жизнью, трудом. А тут его любят, прекрасно принимают, встают при его появлении, угощают, танцуют с ним. Хлестаков сам себя до конца не понимает. По своей природе он игрок, любит карты. Он не лжёт, а фантазирует. Берёт деньги в долг и верит, что отдаст. Многим молодым людям сегодня хочется, ничего не делая, получить всё сразу. И Хлестаков хочет того же».
По словам режиссёра, исполнитель роли Хлестакова актёр Павел Лазарев тоже любит играть – в компьютерные игры. Но в жизни он на Хлестакова совсем не похож - очень скромный, тихий человек. За короткий промежуток времени этот артист очень мощно продвинулся в профессии - сыграл Хлудова в «Беге», графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро», другие роли.