«Студия театрального искусства» Сергея Женовача в эти дни в Казани ‒ участвует в Международном театральном фестивале «Европа - Россия – Азия», который проходит в местном русском драматическом театре имени Качалова. Известный режиссер поделился своими мыслями о современном театре и литературе.
12 июня актеры студии давали на сцене Качаловского «Три сестры» Чехова (13 июня ‒ второй, последний, показ этого спектакля в Казани). Как известно, действие пьесы начинается с именин Ирины. Поэтому уже в фойе у памятника Качалову был накрыт стол с пирогами, цветами, свечами, чтобы зрители могли присоединиться к персональному празднику одной из героинь. Тем не менее, сам Женовач считает «Трех сестер» едва ли не самой жесткой и трагичной историей, рассказанной Чеховым. Да и ряд критиков называют эту постановку Женовача «довольно злым спектаклем».
Что думает о таком определении критиков и о современном театре в целом сам режиссёр, журналисты узнали на пресс-конференции, которая прошла перед спектаклем. «АиФ – Казань» цитирует Женовача.
«Искусство обязано раздражать»
«Как я отношусь к этой оценке? Да никак! Любое театральное произведение, если оно сочиняется с душой, искренне и профессионально, на пределе душевных и творческих возможностей, а мы именно так живём, обязано не нравиться, обязано злить, раздражать. Очень приятно, когда произведение нравится хорошим людям. И приятно, когда оно не нравится тем людям, которые нам тоже не нравятся. (Смеется). Когда ругают ‒ это хорошо, значит, мы кого-то злим. Чтобы все нравились всем ‒ такого не бывает. Возможно, такое странное желание возникает потому, что к театру относятся как к досугу, как к веселому времяпрепровождению. Забыли культуру драматического театра. А это игра живого человека, который осваивает автора, соглашаясь, споря с ним, создавая свою сценическую реальность».
«Писатель, которого страна не заметила»
«Без современной драматургии театр не может дышать и развиваться. Но сегодня, как ни парадоксально, новых драматургических идей нет. В современном театре придумали такую форму работы, как читка, когда не нужно особенное пространство, не нужно мучиться и придумывать жанровую историю.
Если Чехов, Брехт, Шекспир представляют отдельные театральные системы, отдельное театральное мировоззрение, то сегодня в драматургии появляются просто тексты – интересные, но такие, которые забываются. Пока, на мой взгляд, еще не родилась новая волна.
В то же время есть очень интересная современная проза, в России много мощных писателей. Недавно умер Владимир Шаров – гениальный русский писатель, которого страна не заметила (За роман «Возвращение в Египет» в 2014 году Шаров получил премию «Русский Букер» ‒ прим. авт.). Мы ставили «Лавр» Евгения Водолазкина, общаемся и дружим с этим выдающимся автором».
«Учить надо идеализму»
«Многие нас критикуют за то, что на режиссёрском факультете (Женовач возглавляет кафедру режиссуры ГИТИСа – прим. авт.) создана атмосфера взаимного восхищения друг другом. Но я считаю, это правильно. В любви нужно воспитывать ребят. Шишки наши выпускники будут набивать себе потом на практике. Если сразу говорить о них, пугать студентов профессиональным театром «Там будут цинизм, интриги», у ребят не будет радости заниматься этой профессией. Пусть всё это будет сюрпризом. (Улыбается). А учить надо идеализму. Чтобы интерес к профессии не угасал под ударами судьбы, постоянно нужны сюрпризы – приятные и неприятные. Это позволит как можно дольше сохранять талант, любовь к профессии. Ведь режиссер ‒ еще более зависимая профессия, чем актер. Режиссер в своей работе зависит от множества жизненных обстоятельств».