Рустем Хайрутдинов родился в Казани, где он закончил ССМШ при Казанской Государственной Консерватории. Продолжил свое образование в Московской Государственной Консерватории и в Королевской Академии в Лондоне. Названный английским журналом Classic FM «сенсационно одаренным музыкантом потрясающего артистизма», Рустем Хайрутдинов ведет активную исполнительскую деятельность во многих странах мира, в том числе в США, Японии, странах центральной Европы и в Великобритании, где он выступил в самых престижных концертных залах. В настоящий момент Рустем Хайрутдинов проживает в Великобритании и является профессором Королевской Академии Музыки.
АиФ: Рустем Афзалович, как Вы находите Казань по Вашем прибытии? Испытываете ли Вы особые чувства, выходя на родную сцену БКЗ им. Сайдашева?
-Несомненно. С одной стороны, очень радостно играть в Казани, я давно не играл. А с другой стороны, это огромнейшая ответственность и огромная психологическая нагрузка. Мне гораздо легче играть где-нибудь в Японии, чем в Казани, потому что меня много лет здесь не слышали и меня здесь знают, приходили педагоги, которые помнят меня еще мальчиком. И в этом и есть смысл выступления, это комбинация радости и какого-то волнения.
АиФ: Кем Вы себя больше ощущаете, российским, британским или татарским исполнителем?
-И то, и то, и другое правда. Музыкант я русский, несомненно, потому что нет такого понятия как «татарский пианист», но я татарин, самый «чистокровнейший», это моя кровь и я очень этим горжусь, и я всякий раз говорю, что я татарин. Но я все-таки считаю, что я продолжаю пианистическую школу России. Ну как же, я здесь обучался, в Казани, потом в Москве. В Лондоне я только два года доучивался в аспирантуре, собственно, мне это было нужно для визы. Конечно, мне это тоже очень помогло развиться как музыканту, в Лондоне очень богатая музыкальная жизнь. То есть я татарин, русский пианист и подданный двух стран, России и Великобритании.
АиФ: Вы являетесь «самым молодым профессором» Королевской Академии Музыки. С высоты Вашей позиции, Вас наверняка волнуют вопросы музыкального образования. Как Вы считаете, необходимо ли что-либо изменять в российском музыкальном образовании, и на какие образцы возможно ориентироваться?
-Я сейчас очень мало знаю о том, что происходит в образовании в России, но когда я здесь учился, это было, пожалуй, одно из лучших образований в мире. По крайней мере, в Англии такого образования не было и нет, к сожалению, это я могу Вам сказать как профессор Королевской Академии. Я пытаюсь с ними воевать, но дело в том, учителям надо платить, они не могут бесплатно работать. Наше образование было бесплатным, учителя работали практически бесплатно, но к ним попадали сливки, лучшие из лучших учеников. А на Западе это бизнес, люди платят огромные деньги. И вот поэтому в Академию скорее возьмут не европейского студента, который платит, условно, девять тысяч фунтов в год, а студента похуже, но из Японии, который платит уже двадцать пять. Везде есть свои проблемы. Но я Вам скажу, и везде это рассказываю, что российское музыкальное образование всегда было высочайшим в мире. В Америке тоже, кстати, музыкальная жизнь формируется во многом за счет нас, наших музыкантов.
Справка: Художественный руководитель фестиваля - главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский.
Фестиваль «Белая сирень» посвящен Сергею Рахманинову. Композитор дважды бывал в Казани (в 1910 и 1916 гг.) с инспекцией музыкальных заведений, был дружен с Шаляпиным. Благодаря рекомендации пианиста Дениса Мацуева, почетным гостем «Белой сирени» стал внук композитора, президент Фонда Рахманинова Александр Рахманинов (1933 – 2012), который выразил желание стать почетным президентом фестиваля и принимать экспертное участие в репертуарной политике оркестра.