Примерное время чтения: 10 минут
286

«Приказаний не переношу». Алексей Тихомиров о Шаляпине, Горьком и свободе

Великого певца сыграл заслуженный артист Татарстана Алексей Тихомиров. В роли Горького - артист Казанского театра им. Качалова Иван Крушин.
Великого певца сыграл заслуженный артист Татарстана Алексей Тихомиров. В роли Горького - артист Казанского театра им. Качалова Иван Крушин. Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

41-й Международный Шаляпинский фестиваль в Казани особенный. И не только потому, что проходит в год 150-летия великого баса. В рамках фестиваля состоялась мировая премьера спектакля «Два огромных человека», посвящённого дружбе Шаляпина и Горького.

Великого певца сыграл заслуженный артист Татарстана, выдающийся бас мира Алексей Тихомиров. О работе над этой ролью и о том, чем профессионалы отличаются от дилетантов, артист рассказал в интервью «АиФ-Казань».

«Дружбой всю жизнь гордился»

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: – Алексей, вы впервые сыграли Шаляпина в постановке Амины Жаман «Шаляпин/О’Нил» в Музее музыки в Москве. Режиссёр говорила, что сыграть Шаляпина было мечтой вашей жизни. Похож ли этот герой на образ, созданный вами в спектакле в Казани?

Алексей Тихомиров: – Спектакль, поставленный в 2019 г. Аминой Жаман, как и «Два огромных человека», основан на документальных источниках. Там рассказывается о несостоявшейся встрече американского драматурга Юждина О’Нила и великого русского артиста. О’Нил мечтал, чтобы Шаляпин сыграл Лазаря в американской постановке «Лазарь смеялся», но не сложилось.

Шаляпин и после разрыва с Горьким говорил, что «дружбой этого замечательного писателя и столь же замечательного человека я всю жизнь гордился».
Шаляпин и после разрыва с Горьким говорил, что «дружбой этого замечательного писателя и столь же замечательного человека я всю жизнь гордился». Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

На мой взгляд, в той пьесе певец показан больше как человек, стремящийся к финансовому благополучию, которого интересуют в основном его контракты, деньги. Да, это было. Шаляпин любил и на скачки ходить, и в карты играть, но это не главное в его личности. Я всегда мечтал, чтобы в Шаляпине видели в первую очередь широту души, доброту, свет.

– «Два огромных человека» – постановка о поворотных моментах жизни великого баса, о дружбе с Горьким и разрыве. Но в финале герои обнимают друг друга…

– Напомню, окончательный разрыв произошёл после безуспешных попыток Горького уговорить вернуться уехавшего из СССР на заработки певца.

«Алексей Максимович, правда, ездит туда и обратно, но он же действующее лицо революции. Он вождь, – писал о причинах своего отказа Шаляпин. – А я? Я не коммунист, не меньшевик, не социалист-революционер, не монархист и не кадет, и вот, когда так ответишь на вопросы, кто ты? – тебе и скажут: «А вот потому именно, что ты ни то, ни се, а чёрт знает что, то и сиди, сукин сын, на Пресне… А по разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным, и никаких приказаний – ни царских, ни комиссарских – не переношу».

Постанвку показали в том самом зале Казанской ратуши, где выступал Шаляпин.
Постанвку показали в том самом зале Казанской ратуши, где выступал Шаляпин. Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

Но Шаляпин и после разрыва с Горьким говорил, что «дружбой этого замечательного писателя и столь же замечательного человека я всю жизнь гордился». Поэтому я старался показать Шаляпина как живого человека – не идеального, но доброго и великодушного.

Шаляпин на отдыхе, 1930 г.
Шаляпин на отдыхе, 1930 г. Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

Посмотреть в галактику

– Ваш педагог Галина Вишневская, снимаясь в фильме Александр Сокурова «Александра», признавалась, что непросто было найти верную интонацию. В опере найти проще – есть партитура, музыка, на которую можно опереться.

– В этом фильме о Второй чеченской войне Галина Павловна нашла потрясающую интонацию. Её героиня – пожилая женщина говорит с хрипотцой, как бы голосом матери Родины: «Что, всё воюете? Не навоевались? Мало вам крови?». И в фильме «Катерина Измайлова» она умела найти верные интонации для своей героини.

Я в спектакле не позиционировал свой голос или свои личные качества, как схожие с великим Шаляпиным. Ни в коем случае! Шаляпин – это недосягаемое, это космос. Мы можем только чуть-чуть приоткрыть дверь, чтобы заглянуть в эту галактику…

Но мне кажется странным, что сейчас выходят сериалы, в которых певца в жизни играет артист, а во время его выступлений на сцене за этого героя поёт оперный певец. Почему бы тогда оперному певцу не сыграть эту роль в целом? Режиссёры на это часто отвечают, что оперные певцы не умеют играть, такая роль под силу только драматическому актёру-профессионалу. Я не согласен с этим. Считаю, что оперные певцы с их вокальными данными, богатой пластикой, мимикой – то есть традициями, заложенными Шаляпиным, не уступают киношным актёрам.

Выбирая тембр, которым мог бы говорить Шаляпин, я вспомнил интонации добрых сказочных героев, которые в детстве переносили нас в мир волшебства – богатырей, великанов. Но найти только тембр для роли недостаточно, её нужно осмыслить.

– Открыли для себя какую новую грань Шаляпина?

– Переосмыслил, заново прочувствовал – просто как обычный человек – эпизод 1911 г., после которого вокруг Шаляпина разыгралась настоящая буря. Его ругали и друзья, и недруги за случай в Мариинском театре. Именно тогда наметилась трещина в его отношениях с Горьким. В театре шла премьера «Годунова», на которую пришёл Николай II с семьёй. Хор под «Боже, царя храни» повернулся к царской ложе и встал на колено. Хористы таким образом пытались обратить на себя внимание царя, чтобы потом подать ему прошение о прибавке к пенсиям.

«Мелькнула мысль уйти за сцену, но сбоку выхода не было, а сзади сцена запружена народом, – описывал своё состояние Шаляпин. – Пробовал было сделать два шага назад, слышу шёпот хористов: «Дорогой Фёдор Иванович, не покидайте нас!»… Я почувствовал, что с моей высокой фигурой торчать так нелепо, как чучело, впереди хора, стоящего на коленях, я ни секунды больше не могу. А тут как раз стояло кресло Бориса; я быстро присел к ручке кресла на одно колено. Я чувствовал, что случилось нечто пакостное и пошлое, попал в западню. И пока гимн ещё звучал дважды с оркестром, я успел осознать, что «сварился, как кур во щах».  

Я старался и в этом эпизоде показать эмоции Шаляпина не только как певца, но и как обычного человека. Как же он должен был поступить? Плохой ли хороший, но Николай II – государь. Думаю, делать вид, что ты не из этого государства, какой-то приглашённый немец, – для Шаляпина было тоже неправильно.

Время профессионалов

– В эпизоде об отказе певца возвращаться в СССР тоже старались представить себя на его месте?

– У нас сейчас ситуация другая – Россия не закрывает границ, мы не закрываемся от Запада. И туда сейчас, несмотря на санкции, продолжают приглашать на постановки российских певцов. Так, Ильдар Абдразаков открыл сезон в La Skala премьерой «Годунова» в спектакле датского режиссёра Каспера Хольтена. В этой постановке большинство партий исполняли российские певцы. Публика, а зале была политическая и культурная элита Европы, аплодировала им стоя.

– Потому что артист не имеет национальности?

– Как не имеет?! Мы же не просто получаем деньги. У всех есть политические взгляды на ту или иную ситуацию. Мы работаем не для того, чтобы кошельки набить, а чтобы нести наше искусство по всему миру. Оно делает людей лучше. И это не просто слова.

Никто из моих одноклассников по музыкальной школе не попал в тюрьму, никто не стал убийцей, вором. Фундамент, который был заложен музыкой, искусством, дал им другую судьбу. Не будет человек, одухотворённый музыкой, делать гадости, пошлости. Исключения, конечно, случаются. Но в это число попадают люди, не получившие настоящего музыкального образования, – дилетанты, а не профессионалы. Профессионал всегда честен сам с собой и понимает свой долг перед Родиной. Мы не озлобились, у нас другая душа, выдерживаем испытания, которые не каждый народ способен вынести. Бьём в набат, защищая нравственные ценности, право своей страны свободно жить и свободно мыслить.

Досье

Алексей ТИХОМИРОВ

Родился в Казани в 1979 г. Выпускник Казанского музыкального училища, Казанской консерватории, Центра оперного пения Г. Вишневской. Солист «Геликон-оперы». Приглашённый солист Большого театра России. Обладатель звания «Лучший молодой бас Татарстана» (2007). Заслуженный артист Татарстана.

После Шаляпинского фестиваля исполнит партию Мефистофеля в постановке оперы Гуно «Фауст» режиссёра Стефано Подо в Аргентине.

СПРАВКА

Спектакль «Два огромных человека» поставлен в Казани при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Режиссёр – победитель конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-опера» Ляйсан Сафаргулова (Уфа), сценарист – музыковед, обозреватель «Радио России» Ольга Русанова (Москва). Роль Горького исполнил артист Казанского театра им. Качалова Иван Крушин.

Горький и Шаляпин познакомились в 1901 г. в Нижнем Новгороде. Выяснилось, то оба жили в Казани, какое-то время на одной улице – Рыбнорядской (сейчас Пушкина). Шаляпин служил у сапожника на Малой Проломной улице (сейчас Профсоюзная), а Пешков работал у булочника на соседней улице. Оба в одно и то же время поступали в хор Казанской оперы. По иронии судьбы конкурс в хористы выдержал не Шаляпин, а Пешков.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах