1 ноября исполняется 125 лет со дня рождения драматурга. Зачем родоначальник татарской музыкальной драмы исполнял женские роли и почему его «похоронили» при жизни, рассказывает внучатая племянница писателя Диляра Мухамедьярова.
Первая пьеса
Мирхайдар Файзуллин при рождении вытянул счастливый билет – 11-й по счету, он был младшим горячо любимым ребенком в состоятельной семье Мустафы и Зайнаб Файзуллиных. Мама происходила из татарских дворян – мурз Камаевых. Одно из их имений – село Камаево в Высокогорском районе существует до сих пор. А отец, сын муллы, был управляющим у миллионеров Хусаиновых. Семья жила в селении Кушель Орского уезда Оренбургской губернии. Позже Файзуллины переехали в Орск, построив там большой дом.
Как и все дети в семье, Мирхайдар получил хорошее образование. Он зачитывался русскими драматическими произведениями, играл на домре, гармони и хорошо пел. Нередко целые вечера в семье были посвящены музыке. Как и Муса Джалиль, учился в престижном оренбургском медресе «Хусаиния». К сожалению, недолго - у подростка оказались проблемы с сердцем.
Мирхайдар часто гостил у брата Махмудгаряя в Оренбурге. Жена Махмудгаряя Фариха устраивала дома для детей любительские спектакли, в которых принимал участие и Мирхайдар. Тогда, наверное, он и заразился «вирусом театра». Свою первую пьесу «Татарская свадьба» он написал уже в 14 лет, и она получила известность в Оренбурге и Орске. Молодой автор пробовал себя и в публицистике, печатая фельетоны в местной газете о том, как преподаватели берут мзду с шакирдов.
Еще подростком он стал участником любительского драматического кружка в Орске. Это был поступок, ведь традиционный ислам считал лицедейство греховным делом, которое почти приравнивалось к разврату. Женщины на сцену не выходили, и он часто исполнял женские роли. Например, в те же 14 лет в постановке «В чужом пиру похмелье» по Островскому.
«Казань прелестна!»
Но отец представлял его будущее иначе. Брат Мирхайдара Муртаза был владельцем мануфактурного магазина, другой брат - Закирзян - управляющий отелем. Отец назначил его счетоводом в отель, но юноша там откровенно скучал. Династию священнослужителей, как предлагали старшие, юноша тоже продолжать не хотел. И тогда Мустафа благословил Мирхайдара на свой путь – что ж, писатель так писатель. А раз так, то парень должен увидеть другую жизнь. Отец отправил его путешествовать. Среди главных пунктов назначения значилась Казань - Мирхайдар мечтал встретиться с Габдуллой Тукаем. Добираться до столицы пришлось долго: на пароходе, поезде, упряжке. Поэта Файзи не застал, но Казань ему настолько понравилась, что он дал себе слово когда-нибудь жить здесь. «Даже в самых некрасивых местах Казань прелестна», - писал он в дневниках.
Мирхайдар подолгу гостил и у другого своего брата, муллы Саетгаряя Файзуллина, в деревне Шуда Балтасинского района. Место очень живописное, и народ ему под стать – яркий, самобытный. Файзи с удовольствием посещал молодежные посиделки у родника. Он и сам был остроумным и легким в общении, любил экспромты, мог на ходу сочинить куплеты. После очередной поездки в Шуду родился замысел самого известного его произведения - музыкальной драмы «Галиябану» (первое ее название – «Сагадатбану»).
В молодом татарском театре музыки и песен не было. А Файзи в свои 24 взял на себя смелость предложить новый для национальной культуры жанр. И зритель это оценил: «Галиябану» стала культовой. Пьесу поставили множество театров. В Орске в первый раз ее сыграла оренбургская труппа 29 декабря 1917 года в Общественном собрании. Кстати, Файзи участвовал в постановке - играл женскую роль и в афише значился под псевдонимом М. Мирфанская.
В 20-х годах его дом экспроприировали, оставив хозяину небольшой уголок. Каково же было удивление красноармейцев, когда их скромного соседа пригласили на сцену после спектакля как автора пьесы!
Автор татарского варианта «Ромео и Джульетты» и сам пережил любовную трагедию. Его возлюбленная Гульчахра Бурнаева, которой он посвящал стихи в дневнике, умерла в 18 лет. Свою семью и детей Мирхайдар Файзи так и не завел, но при этом сыграл большую роль в судьбе родственников. Говорят, племянник Рифкат Файзуллин, будущий народный артист Башкирии, влюбился в театр в 8 лет, когда Мирхайдар пригласил его на постановку «Молодая женщина». Другой племянник - Джаудат Файзи, композитор и народный артист ТАССР, говорил, что интерес к музыке у него тоже появился благодаря дяде. Третий, Сагит Файзуллин, стал известным в Татарстане публицистом и переводчиком. Мирхайдар и сам переводил с русского на татарский, открыв для своих земляков множество произведений.
11 потерь за год
Но брат Мирхайдара, мулла Саетгаряй, стал жертвой «красного молоха». Он тоже занимался просвещением, преподавал историю и географию, что было лишним, по мнению сторонников традиционного образования. По доносу коллеги-муллы его арестовали и замучали в застенках (по другим данным - расстреляли). Его жена Фатыма, мать одиннадцати детей, провела в гонениях много лет вплоть до свой смерти. Эта жертва была не единственной - только за один год Мирхайдар потерял 11 родственников. От голода 1921 – 22 года умерли его отец и мать.
По некоторым данным, скитания Файзи по глухим деревням были попыткой избежать репрессий, ведь он являлся братом опального муллы. Но ему удалось исполнить и свою мечту пожить в Казани. Почти три года он заведовал детской библиотекой в Казани, пока врачи, обнаружившие у него туберкулез легких, не рекомендовали лечиться кумысом в местах, где он провел детство. «Я покидаю Казань, но сердце оставляю здесь», - писал Файзи.
Скончался Мирхайдар Файзи в 1928 году в возрасте 37 лет в башкирском городе Баймаке, где и похоронен. Свое литературное наследие – 18 пьес («Ак калфак», «Асылъяр», «На берегу Урала»), около двух сотен стихотворений, сценические переводы, свои дневники - он завещал племяннику Сагиту, жившему в Казани. Позже 68 тетрадей дневников взяли на хранение сотрудники Научной библиотеки имени Лобачевского.
«Здесь его литературное наследие хранится с 1971 года, многие дневники и произведения М. Файзи до сих пор не переведены со старотатарского», - расстраивается Диляра Мухамедьярова. Напоминает о Мирхайдаре Файзи одна из улиц столицы Татарстана, названная его именем, и, конечно же, постановки по его произведениям, которые спустя 100 лет собирают полные залы.