1 ноября исполняется 125 лет со дня рождения драматурга. Зачем родоначальник татарской музыкальной драмы исполнял женские роли и почему его «похоронили» при жизни, рассказывает внучатая племянница писателя Диляра Мухамедьярова.
Первая пьеса
Мирхайдар Файзуллин при рождении вытянул счастливый билет – 11-й по счету, он был младшим горячо любимым ребенком в состоятельной семье Мустафы и Зайнаб Файзуллиных. Мама происходила из татарских дворян – мурз Камаевых. Одно из их имений – село Камаево в Высокогорском районе существует до сих пор. А отец, сын муллы, был управляющим у миллионеров Хусаиновых. Семья жила в селении Кушель Орского уезда Оренбургской губернии. Позже Файзуллины переехали в Орск, построив там большой дом.

Как и все дети в семье, Мирхайдар получил хорошее образование. Он зачитывался русскими драматическими произведениями, играл на домре, гармони и хорошо пел. Нередко целые вечера в семье были посвящены музыке. Как и Муса Джалиль, учился в престижном оренбургском медресе «Хусаиния». К сожалению, недолго - у подростка оказались проблемы с сердцем.
Мирхайдар часто гостил у брата Махмудгаряя в Оренбурге. Жена Махмудгаряя Фариха устраивала дома для детей любительские спектакли, в которых принимал участие и Мирхайдар. Тогда, наверное, он и заразился «вирусом театра». Свою первую пьесу «Татарская свадьба» он написал уже в 14 лет, и она получила известность в Оренбурге и Орске. Молодой автор пробовал себя и в публицистике, печатая фельетоны в местной газете о том, как преподаватели берут мзду с шакирдов.
Еще подростком он стал участником любительского драматического кружка в Орске. Это был поступок, ведь традиционный ислам считал лицедейство греховным делом, которое почти приравнивалось к разврату. Женщины на сцену не выходили, и он часто исполнял женские роли. Например, в те же 14 лет в постановке «В чужом пиру похмелье» по Островскому.
«Казань прелестна!»
Но отец представлял его будущее иначе. Брат Мирхайдара Муртаза был владельцем мануфактурного магазина, другой брат - Закирзян - управляющий отелем. Отец назначил его счетоводом в отель, но юноша там откровенно скучал. Династию священнослужителей, как предлагали старшие, юноша тоже продолжать не хотел. И тогда Мустафа благословил Мирхайдара на свой путь – что ж, писатель так писатель. А раз так, то парень должен увидеть другую жизнь. Отец отправил его путешествовать. Среди главных пунктов назначения значилась Казань - Мирхайдар мечтал встретиться с Габдуллой Тукаем. Добираться до столицы пришлось долго: на пароходе, поезде, упряжке. Поэта Файзи не застал, но Казань ему настолько понравилась, что он дал себе слово когда-нибудь жить здесь. «Даже в самых некрасивых местах Казань прелестна», - писал он в дневниках.
Мирхайдар подолгу гостил и у другого своего брата, муллы Саетгаряя Файзуллина, в деревне Шуда Балтасинского района. Место очень живописное, и народ ему под стать – яркий, самобытный. Файзи с удовольствием посещал молодежные посиделки у родника. Он и сам был остроумным и легким в общении, любил экспромты, мог на ходу сочинить куплеты. После очередной поездки в Шуду родился замысел самого известного его произведения - музыкальной драмы «Галиябану» (первое ее название – «Сагадатбану»).
В молодом татарском театре музыки и песен не было. А Файзи в свои 24 взял на себя смелость предложить новый для национальной культуры жанр. И зритель это оценил: «Галиябану» стала культовой. Пьесу поставили множество театров. В Орске в первый раз ее сыграла оренбургская труппа 29 декабря 1917 года в Общественном собрании. Кстати, Файзи участвовал в постановке - играл женскую роль и в афише значился под псевдонимом М. Мирфанская.
В 20-х годах его дом экспроприировали, оставив хозяину небольшой уголок. Каково же было удивление красноармейцев, когда их скромного соседа пригласили на сцену после спектакля как автора пьесы!
Автор татарского варианта «Ромео и Джульетты» и сам пережил любовную трагедию. Его возлюбленная Гульчахра Бурнаева, которой он посвящал стихи в дневнике, умерла в 18 лет. Свою семью и детей Мирхайдар Файзи так и не завел, но при этом сыграл большую роль в судьбе родственников. Говорят, племянник Рифкат Файзуллин, будущий народный артист Башкирии, влюбился в театр в 8 лет, когда Мирхайдар пригласил его на постановку «Молодая женщина». Другой племянник - Джаудат Файзи, композитор и народный артист ТАССР, говорил, что интерес к музыке у него тоже появился благодаря дяде. Третий, Сагит Файзуллин, стал известным в Татарстане публицистом и переводчиком. Мирхайдар и сам переводил с русского на татарский, открыв для своих земляков множество произведений.
11 потерь за год

Но брат Мирхайдара, мулла Саетгаряй, стал жертвой «красного молоха». Он тоже занимался просвещением, преподавал историю и географию, что было лишним, по мнению сторонников традиционного образования. По доносу коллеги-муллы его арестовали и замучали в застенках (по другим данным - расстреляли). Его жена Фатыма, мать одиннадцати детей, провела в гонениях много лет вплоть до свой смерти. Эта жертва была не единственной - только за один год Мирхайдар потерял 11 родственников. От голода 1921 – 22 года умерли его отец и мать.
По некоторым данным, скитания Файзи по глухим деревням были попыткой избежать репрессий, ведь он являлся братом опального муллы. Но ему удалось исполнить и свою мечту пожить в Казани. Почти три года он заведовал детской библиотекой в Казани, пока врачи, обнаружившие у него туберкулез легких, не рекомендовали лечиться кумысом в местах, где он провел детство. «Я покидаю Казань, но сердце оставляю здесь», - писал Файзи.
Скончался Мирхайдар Файзи в 1928 году в возрасте 37 лет в башкирском городе Баймаке, где и похоронен. Свое литературное наследие – 18 пьес («Ак калфак», «Асылъяр», «На берегу Урала»), около двух сотен стихотворений, сценические переводы, свои дневники - он завещал племяннику Сагиту, жившему в Казани. Позже 68 тетрадей дневников взяли на хранение сотрудники Научной библиотеки имени Лобачевского.
«Здесь его литературное наследие хранится с 1971 года, многие дневники и произведения М. Файзи до сих пор не переведены со старотатарского», - расстраивается Диляра Мухамедьярова. Напоминает о Мирхайдаре Файзи одна из улиц столицы Татарстана, названная его именем, и, конечно же, постановки по его произведениям, которые спустя 100 лет собирают полные залы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть