Сегодня у нас в гостях военный, капитан запаса, талантливый менеджер и, наконец, художественный руководитель и дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан-Александр Сладковский.
АиФ-Казань: Здравствуйте, Александр Витальевич!
-Александр Сладковский: Здравствуйте! Меня так еще никто не представлял!
АиФ-Казань: Но вам приходится выполнять функции далеко не свойственные дирижеру. Ведь оркестр достался вам в непростое время и выглядел, как «мокрый бездомный котенок» , который жмется к стене дома в дождливую погоду. А вы вот, подобрали его, обогрели, накормили, а могли бы выбрать, скажем, «британца». Я сейчас, ни в коем случае, не музыкантов имею ввиду, а оркестр, как живой единый организм.
-Александр Сладковский: Да, приятно, что вы представляете меня так. Я вот, как мужчина, думаю, что нужно доводить начатое до конца, но мужчина ничего не выбирает. Если сейчас провести аналогию, то не мужчина выбирает женщину, а женщина его.
АиФ-Казань: Т.е. оркестр выбрал вас?
-Александр Сладковский: Если говорить о мистических вещах, я никогда не думал, что приеду в Казань. Я вырос в Москве, учился Петербурге. И дальше этих городов я не мог представить своей жизни. Поэтому, я думаю, что это судьба и счастливое совпадение. Здесь нужен был дирижер, а я был готов к этому в силу своего возраста и опыта. У меня не возникло сомнений в предложении, которое мне сделал Президент Республики Татарстан. Я считаю, что это было большой честью. В тот момент я жил в Москве, я работал у Башмета, мы ездили по всему миру, у меня все было хорошо. Но Казань меня выбрала, хотел я этого или нет. Это была данность.
Но я понял, что одной моей любовью к музыке здесь ничего сделать нельзя. Оркестр достался в непростом состоянии, и вот с этого началась настоящая жизнь и работа. И Антология музыки композиторов Республики Татарстан-один из кирпичиков, который мы кладем в фундамент того здания, которое мы строим, и оно будет долго служить.
АиФ-Казань: Готовясь к интервью, я прочитала вашу цитату, о том, что «нужно нести культуру в массы». Каким образом вы собираетесь это сделать, ведь классическая музыка не совсем народный вид искусства. Почему люди должны будут пойти в БКЗ им. Сайдашева, а не просто лежать на диване? За счет чего это можно сделать, и не боитесь ли вы скатиться до уровня попсы?
-Александр Сладковский: Я глубоко убежден, что воспитание ребенка начинается в семье. Дети, которым уделяют внимание, разительно отличаются от детей, до которых родителям нет дела. Это факт. Проблема на сегодняшний день в России, как раз заключается в отсутствии культуры, и симфоническая музыка один из немногих видов искусства, которое помогает человеку, услышав эти вибрации задуматься о чем-то другом, помимо бокала пива после рабочего дня. Это принципиальная задача, которую я один не могу решить. Мы в Татарстане нашли хорошую модель общения с нашим зрителем, которую можно перенести и в другие регионы. Я уже говорил раньше, что в Японии людей, которые обучаются на топ-менеджеров,буквально, заставляли погружаться в классическую музыку, это было в конце 80-хх годов. Мы живем в то время, которое выбрало нас, и я стараюсь сделать так, что бы, как можно больше людей, слушающих попсу, которая разрушает и это медицинский факт, а классическая музыка очищает и лечит. Люди, которые знают об этом, видят, что это благотворно на них сказывается.
Другой вопрос, это то, что зритель был потерян, но в Казани люди привыкли слышать качественную музыку, а не подделку. Казанский зритель выгодно отличатся от зрителей в других регионах, и это не просто так. Очень воспитанная, интеллигентная публика в Казани.
АиФ-Казань: Антология музыки композиторов Республики Татарстан была записана на аппаратуре очень высокого уровня. Такого раньше никто не делал в Татарстане?
-Александр Сладковский: Все что я делаю, должно иметь смысл. Если я берусь за что-то, это должно быть самого высокого качества, это моя суть, моя природа. Так я работал и до Казани. А звукозаписывающая компания «SONY» не будет работать , если ты заплатишь деньги и все. Должен быть определенный уровень. Для того чтобы на этом лейбле записаться должен быть определенный стандарт. Это можно было писать только на самой передовой аппаратуре. Она приехала к нам из Берлина. Целую ночь ее выгружали. Даже она дала сбой, но немцы быстро все восстановили. И к счастью, все состоялось. Огромное количество гостей стало к нам приезжать. Звезды мировой величины. И мы стараемся, что бы каждый наш концерт запомнился зрителю. Мы же летопись сейчас пишем.
АиФ-Казань: Какая возрастная категория у "Антологии"?
-Александр Сладковский: Здесь нет возрастной категории, это и младенцы могут слушать.
АиФ-Казань: Скоро вы будете делать запись для музыкального канала "MEZZO". Это для музыкантов, все равно, что для спортсменов Олимпиада. Получается, что теперь вы вместе с ГСО РТ представляете Россию на мировом уровне?
-Александр Сладковский: Интересный вопрос. "MEZZO"- это вторично, все дело, в абонементе, в который нас пригласил Денис Мацуев. До нас в нем выступали такие звезды , как Валерий Гергиев, Владимир Спиваков ...И вот то, что мы приглашены в этот абонемент, это по российской системе оценок работы музыкантов, действительно большое достижение.
АиФ-Казань: Верно ли, что до определенного возраста в детях можно развить музыкальный слух даже если нет природной одаренности?
-Александр Сладковский: Нет, либо слух есть, либо нет - это данность. Лучше не мучить ребенка. Слух это атрибут профессионализма музыканта. А слышать музыку можно и без слуха. Слух и умение слушать - это разные вещи. Если ребенок предрасположен к музыке, то он проявит себя уже в раннем возрасте.
Например, как у замечательного музыканта Николая Луганского, который был недавно у нас в гостях, или у Дениса Мацуева. Любая гениальность или врожденная способность ребенка к музыке проявляет себя в том, что он начинает подбирать мелодию уже в раннем детстве. На это нельзя не реагировать, это я к родителям сейчас обращаюсь. А если он не может повторить мелодию, то не мучить ребенка. Нужно мягко приучать, без насилия.
Я не хочу всем подряд навязывать занятия классической музыкой, но если ребенка не приучать чистить зубы с детства или мыть руки перед едой, то он не будет этого делать и во взрослом возрасте. Так же и с классикой. Дети все слышат уже в утробе матери. Вот только, вопрос в том, что они слышат. Уже давно известно, и я не буду здесь оригинален, беременным очень полезно слушать классическую музыку, так как она благотворно влияет на детей.
Моя мама преподаватель музыки. Естественно, это постоянные занятия с учениками. И я точно не помню с какого возраста, но идентифицировать звуки музыки я стал, примерно, с трех лет. А до этого был постоянно звучащий рояль. Поэтому по собственному опыту могу сказать, что звуки музыки повлияли на меня не самым худшим образом.
АиФ-Казань: Большое спасибо за интервью.
-Александр Сладковский: Спасибо вам!