Примерное время чтения: 7 минут
1613

Наша Ненашева. Актриса ТЮЗа - о хобби, учителях и вирусе старости

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Татарстан 49 04/12/2013

«Какой-то сатирик назвал юбилей репетициями похорон, - шутит по поводу круглой даты Елена Ефимовна. - Ну, если они будут проходить у меня в каком-то необозримом будущем настолько живо, как развивается действие в «Женитьбе Бальзаминова», то пусть они будут такие! Думаю, ничего страшного в этом нет».

Счастливые башмачки

Артисткой она впервые почувствовала себя в три года. «Я - на коленях у мамы, которая исполняет партию цыганки Гудулы в балете «Эсмеральда»... Это начало спектакля, ребёнка Гуцулы, то есть меня, должны украсть, - вспоминает Ненашева. - Я играю своими башмачками, один из которых должен потеряться, по нему потом Гудула узнает свою дочь Эсмеральду».

досье
Елена Ненашева родилась в 1963 г. в Ижевске. Окончила Казанское театральное училище. Народная артистка РТ. Была ведущей актрисой Качаловского театра, ведущей передачи ТК «Эфир». Работает в Казанском ТЮЗе. Преподает в Казанском театральном училище и «Школе Хабенского». Есть дочь и сын.

Вскоре у маленькой Лены появилось хобби: в финале каждого спектакля ей непременно нужно было выйти вместе со всеми артистами на поклон. Взрослые пытались удержать девочку в кулисах, но она всеми правдами и неправдами пробиралась на сцену, пристраивалась к актёрам и кланялась. Потом её отчитывал папа-дирижёр: «Лена, ты же не работала! За что зрителям тебя благодарить, зачем ты вышла кланяться?»

Сейчас и кланяться, и говорить «спасибо» актрисе точно есть за что. Как уверяют критики, послужному списку Ненашевой, сыгранным ролям позавидует любая европейская знаменитость. Молодёжь аплодирует ей в «Лекаре поневоле», «Очень простой истории», зрители постарше до сих пор говорят о «Мастере и Маргарите», блистательном спектакле Качаловского театра, в котором Елена Ненашева сыграла несколько лет назад.

 

елена ненашева Фото: казанский ТЮЗ

Её знакомство с Казанью началось с театрального училища. Не пройдя последний тур в столичный вуз, возвращалась с подругой домой из Москвы и подумала: «Почему бы в Казань не заехать?» Вот так, не зная города, прямо с вокзала и отправились в училище. «Педагог Юрий Алексеевич Благов взял меня на свой курс, - вспоминает Ненашева. - Если бы он меня тогда не увидел, не разглядел, не выучил здесь, в ТЮЗе (мы были тю­­­зовской группой), возможно, не было бы меня в профессии. Ещё один учитель, а потом и партнёр по сцене - Вадим Валентинович Кешнер (актёр Качаловского театра, народный артист РФ. - Прим. авт.). Он - Человечище в любой ситуации, даже когда картошку чистит или идёт с сумками с рынка... В каждом движении - доброта, интеллект, ум, обаяние, юмор, любовь, отзывчивость».

Ненашева называет своими учителями всех без исключения режиссёров, с которыми ей когда-либо приходилось работать в театре. Плохой опыт - это ведь тоже опыт. «И беспомощные бывали режиссёры… Но, благодаря их беспомощности, ты просыпался как творец: «А роль-то получилась, хотя спектакль не очень!»

Какие постановки нужны зрителю сегодня? Что лучше отражает современность: трагедия, комедия, драма или, может быть, сказка? «В любом случае, человек идёт в театр за радостью, - уверена Ненашева. - И серьёзные темы, и юмор - всё должно нести радость понимания и сопереживания. Не надо забивать гвоздь по самую шляпку - за стенами театра и так достаточно напряжённая жизнь. Люди бегают по кругу: «работа, деньги, где заработать?» Поэтому любую тему, отражающую наше время, надо выводить к творческому моменту, давать зрителю ощущение света и надежды. Пусть иллюзии перерастают в мечты, мечты - в реальность. В людях надо будить веру, ну хоть во что-то».

Жажда веры

Впрочем, вопрос «Во что верит сама актриса Ненашева?» на мгновение ставит её в тупик. «Я верю… Верю! Но человеку необязательно произносить вслух, во что он верит. Вера - то внутреннее, что даёт жажду жить, запрещает унывать…»

После Казанского театрального училища она пришла в ТЮЗ, потом был Качаловский театр, потом снова ТЮЗ… А потом Ненашева вновь перешагнула порог «альма матер»: начала преподавать в родном училище сценическую речь.

«Первый мой выпуск был более эмоциональным, - говорит актриса. - У них не было всей этой техники, гаджетов, информации на них столько не вываливалось. Второй мой курс другой: ребята более рациональны.

 

Елена Ненашева Фото: казанский ТЮЗ

Нельзя сказать, что дети наши бездуховны. Они такие же, какими были и мы. В афише ТЮЗа есть постановка по драме «Оскар и Розовая Мама», мы часто играем этот спектакль, очень тяжёлый по тематике. Неизлечимо больной мальчик лежит в госпитале рака крови. Как мальчика подготовить к смерти? Можно ли вообще человека приготовить к ней? Медсестра–волонтёр Розовая Мама предлагает Оскару писать письма Богу и попытаться прожить полноценную жизнь - пусть каждый день равняется десятилетию… Во время этого спектакля физически ощущаешь: зал дышит как одно существо. Потому что когда говоришь с ребятами на темы, которые позволяют им почувствовать себя людьми, в них просыпается божья искра. Главное – задеть ту самую кнопочку, задать нужный тон. Помню, Кешнер однажды мне сказал: «Знаешь, что такое старость? Это не то состояние, когда человек становится немощным и ходить не может. Старость - это когда человек становится безразличным. Уходит в себя, как в раковину. И ему всё равно».

Поэтому на своих занятиях я не стремлюсь ребят куда-то направить - мне важно помочь им разобраться в самих себе, перенести нагрузку с мозга в душу». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах