В Казани к 80-летию Победы впервые поставили пьесу Кира Булычёва о Великой Отечественной войне. Спектакль Казанского ТЮЗа «Нина и хлебные карточки» (12+) начинается с фантастического звонка в прошлое. Главный герой Вадим в 1972 г. разговаривает с девочкой Ниной, живущей в Москве 1942 г.

Исполнитель главной роли Павел Густов в интервью «АиФ–Казань» рассказал о современных спектаклях о войне и наследии фронтовиков.
Наш маленький «Бессмертный полк»
Ольга Любимова, «АиФ- Казань»: – Павел Александрович, вы не впервые играете в спектакле о Великой Отечественной войне. В год 65-летия Победы ваш театр поставил «Танец маленьких лебедей» по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Прикосновение». Там ваш герой – солдат Андрей – погибает, спасая музейные картины.
Павел Густов:– Думаю, что, несмотря на различие сюжетов, у этих постановок много общего. Авторы, команды, их создававшие, намеренно уходили от пафоса. Оба спектакля пропитаны личным отношением героев к происходящему. В литературном материале, послужившем основой для «Танца маленьких лебедей», речь идёт о совсем молодом солдате, который тонко чувствует красоту. Его отношение к искусству побеждает разрушение, смерть. То есть мы рассматривали события, посвящённые юбилею Победы, через неочевидные вещи – через любовь к искусству, которая, может спасти человечество.

В спектакле «Нина и хлебные карточки» мы напомнили, как жили люди во время Великой Отечественной войны. Благодаря случайному фантастическому звонку герой, жизнь которого благополучна, вспоминает своё детство, успевает помочь живущей в 1942 г. девочке, решается попросить прощения у друга, которого обидел много лет назад.
– В вашей семье есть традиции, связанные с 9 Мая?
– Для меня отношение к Великой Отечественной войне – абсолютно личная история. Оба моих деда – Егор Степанович Густов, Михаил Иванович Калашников – воевали, были серьёзно ранены. Выжили, вернулись домой, создали семьи. Об их подвигах я узнал не так давно – из наградных листов на сайте, созданном Минобороны РФ.
Наши семейные традиции в День Победы очень простые. Мы устраиваем свой маленький «Бессмертный полк». Достаём фотографии дедов, они стоят у нас 9 мая на столе.
И ещё в День Победы мы собираемся на моей малой родине, где жил один из дедов Михаил Калашников. Это деревня Ким Спасского района. Идём на кладбище, а потом на митинг, который в деревне отличается какой-то особой душевностью. Он не похож ни на парад, ни на салют. Собираются сельчане и поимённо вспоминают всех, кто был на этой войне.
С виду Михаил Иванович был совсем не богатырь – небольшого роста, потерял на войне глаз. А в наградном листе было указано, что в одном из боёв он в рукопашной уничтожил несколько гитлеровцев. И дед Егор, живший в пос. Левченко, где я родился, таким же образом добыл свои награды…
Ровно 40 лет назад деда как ветерана пригласили выступить в том самом ДК «Полимер» нашего посёлка, где состоялась премьера спектакля «Нина и хлебные карточки». А он ничего не смог рассказать, никаких подробностей, потому что волна эмоций захлестнула. Я видел, как очень большой, сильный человек абсолютно не мог с собой совладать, потому что на него нахлынули тяжёлые воспоминания…
– Да, люди военного поколения внушали и своим детям, внукам, что невозможно выбросить хлеб, невозможно пропустить школу, работу, даже если нездоровится.
– Дед Егор ревностно относился к своим обязанностям председателя родительского комитета в школе. Фронтовики, у многих из которых было всего 4 класса образования, считали возможность дать своим детям нормальное образование счастьем и святой обязанностью. Ведь у их поколения такой возможности не было.
Когда Егор Степанович заходил в школу, все хулиганы, выгнанные из классов, курившие в туалете, на коленях просились обратно! Дед вылавливал очередного хулигана, приводил его в кабинет директора, выяснял фамилию. Тут же звонил на завод («Полимерфото», давший жизнь пос. Левченко), сообщал родителям о прогулах их ребёнка, просил разобраться. И родители принимали меры. Его авторитет как председателя родительского комитета был непререкаем и для заводчан, и для их детей.
У меня есть любимый тост, связанный с моим левченским дедом. Во время застолья в какой-то момент дед провозглашал: «Будем здоровы да Богу милы, а людям и чёрт не угодит». Он прожил богатую жизнь, видел разных людей.
«Я поехал в город»
– Здорово, что премьера ТЮЗа состоялась в пос. Левченко. Наверное, такое происходит нечасто?
– Конечно же, это нетривиальное событие и для жителей отдалённого от центра Казани посёлка, и для меня лично. Просто причина немного банальна. В здании ТЮЗа идёт реконструкция. Многие площадки просят непомерную для нашего театра цену за аренду. ДК в Левченко попросил цену приемлемую. Так я оказался на сцене на своей малой родине. Именно в этом ДК были мои первые театральные впечатления. Мой отец занимался в любительской студии, которую вёл маститый актёр театра им. Качалова Пётр Бетев. Я видел выступления отца на этой сцене.
О своей малой родине я говорил в спектакле-бродилка «Пешеходы», где мы с Алексеем Зильбером высказывались на темы, предложенные зрителями. Думаю, у жителей таких посёлков, как Борисково, Левченко, Дербышки, есть ощущение, что они, хоть и находятся в городе, всё же несколько обособленны. Когда выезжают в центр или просто в другой район, говорят «я поехал в город». Видимо, тут сказываются проблемы с транспортом, в наш посёлок он ходит не очень хорошо.
Плюсы без минусов
– Зильбер – и ваш коллега и друг. В театрах люди зачастую соперничают, интригуют. Как вам удалось сохранить дружеские отношения?
– Мы подружились ещё в театральном училище с Лёшей и с Арсением Курченковым, которого, к сожалению, уже нет (умер в 42 года в 2019 г.).
В Казанский ТЮЗ пришли в 1997 г. в момент его наибольших трудностей. Накануне нашего выпуска из училища здание театра сгорело. Все понимали, что мы в очень сложном положении. Эти внешние трудности, наверное, нас и сплотили. Что нам было делить, когда всем катастрофически трудно? Сказалось и влияние старших товарищей – они задали тон, нас приняли абсолютно. Когда видишь доброжелательное отношение к себе и друг к другу со стороны тех, на кого нужно равняться, ты принимаешь эту традицию.
Чтобы сохранить память об Арсении Курченкове, мы с Алексеем придумали вечера в его честь. Они устраиваются в октябре, потому что жизнь Арсения началась и закончилась в этом месяце. Мы можем менять форму вечеров, но суть остаётся неизменной. Вспоминаем Арсения, его роли и песни, которые он успел написать.
– Когда я впервые соприкоснулся с педагогикой, со школьниками 15 лет, понял, что познакомился с совершенно чудесными людьми. Я не склонен их в чём-то обвинять или подмечать какие-то недостатки. Может быть, по традиции, которую заложили мои бабушки и дедушки, я отмечаю хорошее, что есть в поколении.
Все мы разные. Это нормально. К тому же мир постоянно меняется, и не могут быть нынешние молодые люди похожи на нас. Тем более не могут они быть похожими на наших бабушек и дедушек.
Отличия есть, но я отмечаю их без минусов. Мне интересно сравнивать нынешних студентов с собой. Я вижу, например, что они гораздо лучше, чем мы в их возрасте, понимают, что с ними происходит в эмоциональном, психологическом плане. Знают, чего именно хотят добиться в жизни. Умеют быть целеустремлёнными.
ДОСЬЕ
Павел Густов родился в 1978 г. в Казани. Окончил Казанское театральное училище, Институт социальных технологий КНИТУ – КАИ. Заслуженный артист РТ. Преподаватель Студии творческого развития под патронажем К. Хабенского (2012–2017 гг.), Казанского театрального училища, Казанской школы «Инклюзион» («Угол»). Женат, есть два сына.