Примерное время чтения: 9 минут
216

«Будем здоровы да Богу милы!» Артист Павел Густов о 9 Мая и чудесных людях

9 Мая в Казани.
9 Мая в Казани. / Мария Зверева / АиФ-Казань

В Казани к 80-летию Победы впервые поставили пьесу Кира Булычёва о Великой Отечественной войне. Спектакль Казанского ТЮЗа «Нина и хлебные карточки» (12+) начинается с фантастического звонка в прошлое. Главный герой Вадим в 1972 г. разговаривает с девочкой Ниной, живущей в Москве 1942 г.

Благодаря случайному фантастическому звонку Вадим (Павел Густов) переносится в Москву 1942 года.
Благодаря случайному фантастическому звонку Вадим (Павел Густов) переносится в Москву 1942 года. Фото: казанский ТЮЗ

Исполнитель главной роли Павел Густов в интервью «АиФ–Казань» рассказал о современных спектаклях о войне и наследии фронтовиков.

Наш маленький «Бессмертный полк»

Ольга Любимова, «АиФ- Казань»: – Павел Александрович, вы не впервые играете в спектакле о Великой Отечественной войне. В год 65-летия Победы ваш театр поставил «Танец маленьких лебедей» по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Прикосновение». Там ваш герой – солдат Андрей – погибает, спасая музейные картины.

Павел Густов:– Думаю, что, несмотря на различие сюжетов, у этих постановок много общего. Авторы, команды, их создававшие, намеренно уходили от пафоса. Оба спектакля пропитаны личным отношением героев к происходящему. В литературном материале, послужившем основой для «Танца маленьких лебедей», речь идёт о совсем молодом солдате, который тонко чувствует красоту. Его отношение к искусству побеждает разрушение, смерть. То есть мы рассматривали события, посвящённые юбилею Победы, через неочевидные вещи – через любовь к искусству, которая, может спасти человечество.

Главный герой Вадим в 1972 году разговаривает с девочкой Ниной, живущей в Москве 1942 года.
Главный герой Вадим в 1972 году разговаривает с девочкой Ниной (Гузель Валишина), живущей в Москве 1942 года. Фото: казанский ТЮЗ

В спектакле «Нина и хлебные карточки» мы напомнили, как жили люди во время Великой Отечественной войны. Благодаря случайному фантастическому звонку герой, жизнь которого благополучна, вспоминает своё детство, успевает помочь живущей в 1942 г. девочке, решается попросить прощения у друга, которого обидел много лет назад.

– В вашей семье есть традиции, связанные с 9 Мая?

– Для меня отношение к Великой Отечественной войне – абсолютно личная история. Оба моих деда – Егор Степанович Густов, Михаил Иванович Калашников – воевали, были серьёзно ранены. Выжили, вернулись домой, создали семьи. Об их подвигах я узнал не так давно – из наградных листов на сайте, созданном Минобороны РФ.

Наши семейные традиции в День Победы очень простые. Мы устраиваем свой маленький «Бессмертный полк». Достаём фотографии дедов, они стоят у нас 9 мая на столе.

И ещё в День Победы мы собираемся на моей малой родине, где жил один из дедов Михаил Калашников. Это деревня Ким Спасского района. Идём на кладбище, а потом на митинг, который в деревне отличается какой-то особой душевностью. Он не похож ни на парад, ни на салют. Собираются сельчане и поимённо вспоминают всех, кто был на этой войне.

Военный путь деда из деревни Ким начался с советско-финской кампании 1939–40 гг. Не успев вернуться домой, он вступил в борьбу с гитлеровцами. Дед был водителем, он рассказывал маме, как однажды долго разыскивал воинскую часть, в которую должен был доставить какие-то припасы. В результате оказался в бою, вместе с командиром отражал атаку танков. Дед не скрывал, что ему было очень страшно.

С виду Михаил Иванович был совсем не богатырь – небольшого роста, потерял на войне глаз. А в наградном листе было указано, что в одном из боёв он в рукопашной уничтожил несколько гитлеровцев. И дед Егор, живший в пос. Левченко, где я родился, таким же образом добыл свои награды…

Ровно 40 лет назад деда как ветерана пригласили выступить в том самом ДК «Полимер» нашего посёлка, где состоялась премьера спектакля «Нина и хлебные карточки». А он ничего не смог рассказать, никаких подробностей, потому что волна эмоций захлестнула. Я видел, как очень большой, сильный человек абсолютно не мог с собой совладать, потому что на него нахлынули тяжёлые воспоминания…

Огромные тяготы выпали и оставшимся дома женщинам. Обе мои бабушки Екатерина Владимировна Густова, Таисия Андреевна Калашникова во время войны работали в колхозе. Питаться приходилось лебедой – это была обычная, распространённая еда. И когда мы, дети, оставляли на тарелках еду, бабушки считали это чуть ли не кощунством.

– Да, люди военного поколения внушали и своим детям, внукам, что невозможно выбросить хлеб, невозможно пропустить школу, работу, даже если нездоровится.

– Дед Егор ревностно относился к своим обязанностям председателя родительского комитета в школе. Фронтовики, у многих из которых было всего 4 класса образования, считали возможность дать своим детям нормальное образование счастьем и святой обязанностью. Ведь у их поколения такой возможности не было.

Когда Егор Степанович заходил в школу, все хулиганы, выгнанные из классов, курившие в туалете, на коленях просились обратно! Дед вылавливал очередного хулигана, приводил его в кабинет директора, выяснял фамилию. Тут же звонил на завод («Полимерфото», давший жизнь пос. Левченко), сообщал родителям о прогулах их ребёнка, просил разобраться. И родители принимали меры. Его авторитет как председателя родительского комитета был непререкаем и для заводчан, и для их детей.

У меня есть любимый тост, связанный с моим левченским дедом. Во время застолья в какой-то момент дед провозглашал: «Будем здоровы да Богу милы, а людям и чёрт не угодит». Он прожил богатую жизнь, видел разных людей.

«Я поехал в город»

– Здорово, что премьера ТЮЗа состоялась в пос. Левченко. Наверное, такое происходит нечасто?

– Конечно же, это нетривиальное событие и для жителей отдалённого от центра Казани посёлка, и для меня лично. Просто причина немного банальна. В здании ТЮЗа идёт реконструкция. Многие площадки просят непомерную для нашего театра цену за аренду. ДК в Левченко попросил цену приемлемую. Так я оказался на сцене на своей малой родине. Именно в этом ДК были мои первые театральные впечатления. Мой отец занимался в любительской студии, которую вёл маститый актёр театра им. Качалова Пётр Бетев. Я видел выступления отца на этой сцене.

О своей малой родине я говорил в спектакле-бродилка «Пешеходы», где мы с Алексеем Зильбером высказывались на темы, предложенные зрителями. Думаю, у жителей таких посёлков, как Борисково, Левченко, Дербышки, есть ощущение, что они, хоть и находятся в городе, всё же несколько обособленны. Когда выезжают в центр или просто в другой район, говорят «я поехал в город». Видимо, тут сказываются проблемы с транспортом, в наш посёлок он ходит не очень хорошо.

Плюсы без минусов

– Зильбер – и ваш коллега и друг. В театрах люди зачастую соперничают, интригуют. Как вам удалось сохранить дружеские отношения?

– Мы подружились ещё в театральном училище с Лёшей и с Арсением Курченковым, которого, к сожалению, уже нет (умер в 42 года в 2019 г.).

В Казанский ТЮЗ пришли в 1997 г. в момент его наибольших трудностей. Накануне нашего выпуска из училища здание театра сгорело. Все понимали, что мы в очень сложном положении. Эти внешние трудности, наверное, нас и сплотили. Что нам было делить, когда всем катастрофически трудно? Сказалось и влияние старших товарищей – они задали тон, нас приняли абсолютно. Когда видишь доброжелательное отношение к себе и друг к другу со стороны тех, на кого нужно равняться, ты принимаешь эту традицию.

Чтобы сохранить память об Арсении Курченкове, мы с Алексеем придумали вечера в его честь. Они устраиваются в октябре, потому что жизнь Арсения началась и закончилась в этом месяце. Мы можем менять форму вечеров, но суть остаётся неизменной. Вспоминаем Арсения, его роли и песни, которые он успел написать.

– Вы преподаватель, много общаетесь с молодёжью. Сильно она отличается от вас, от поколения ваших дедов?

– Когда я впервые соприкоснулся с педагогикой, со школьниками 15 лет, понял, что познакомился с совершенно чудесными людьми. Я не склонен их в чём-то обвинять или подмечать какие-то недостатки. Может быть, по традиции, которую заложили мои бабушки и дедушки, я отмечаю хорошее, что есть в поколении.

Все мы разные. Это нормально. К тому же мир постоянно меняется, и не могут быть нынешние молодые люди похожи на нас. Тем более не могут они быть похожими на наших бабушек и дедушек.

Отличия есть, но я отмечаю их без минусов. Мне интересно сравнивать нынешних студентов с собой. Я вижу, например, что они гораздо лучше, чем мы в их возрасте, понимают, что с ними происходит в эмоциональном, психологическом плане. Знают, чего именно хотят добиться в жизни. Умеют быть целеустремлёнными.

ДОСЬЕ

Павел Густов родился в 1978 г. в Казани. Окончил Казанское театральное училище, Институт социальных технологий КНИТУ – КАИ. Заслуженный артист РТ. Преподаватель Студии творческого развития под патронажем К. Хабенского (2012–2017 гг.), Казанского театрального училища, Казанской школы «Инклюзион» («Угол»). Женат, есть два сына.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах