Картину XVIII века «Портрет царицы Сююмбике и её семейства» теперь можно увидеть в Национальном музее Татарстана.
Это одна из трёх картин с изображением легендарной царицы Казанского ханства, хранящихся в главном музее Татарстана. Полотна художников Карнаухова и Дементьева, созданные в 1913-м и в 1915 году, представлены в экспозиции. А самая старинная картина долгое время находилась в запасниках.
Помощник раиса Татарстана Олеся Балтусова отметила, что картина вернулась в экспозицию в Международный день памятников и достопримечательных мест, который отмечается 18 апреля. Это образ царицы, нежно любимой народом.
Историки называют Сююмбике одной из первых мусульманок-правительниц, глав государств в исламском мире. Она была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа, женой казанских ханов Джан Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. После смерти Сафа-Гирея до 1551 года правила Казанским ханством как регент своего малолетнего сына Утямыш-Гирея. Последние годы жизни царица провела в Касимове в качестве жены хана Шах-Али.
С именем Сююмбике связано множество легенд. Самая известная о падающей башне в Казанском Кремле. Множеством загадок окутан и портрет кисти неизвестного художника, который в процессе реставрации датировали XVIII веком. В Нацмузей РТ он поступил ещё до революции 1917 года. Имя человека, который передал полотно, неизвестно.
Считается, что прижизненных изображений легендарной ханши не сохранилось. Однако есть версия, что «Портрет царицы Сююмбике и её семейства» всё-таки отражает реальные черты этой необыкновенной женщины.
«Существует легенда, что оригинал, с которой написана картина XVIII века, якобы создали итальянские гвардейцы, служившие Сююмбике. Но документов, которые бы это подтверждали, нет», - пояснил сотрудник экспозиционного отдела Нацмузея РТ Антон Никитин.
По мнению экспертов, картина отражает историю последних лет Казанского ханства, когда Сююмбике была вдовой Сафа-Гирея. У зрителей часто возникают вопросы, почему сын Сююмбике Утямыш изображён в женской одежде. Есть версия, что таким образом Утямыша хотели уберечь от сглаза, чтобы его жизни ничто не угрожало.
Реставрацию картины выполнили художники из Свияжска Мария Носкова и Алексей Хохряков. Мастера рассказали, что обнаружили на обороте полотна приклеенные щелочным клеем этикетки, от которых картина получила настоящий химический ожог. Поэтому потеряло очертания лицо служанки, но его удалось полностью восстановить. После того, как с картины были удалены верхние загрязнённые слои, краски стали более яркими. Сейчас старинное полотно поместили на новый подрамник, который реагирует на возможные изменения температуры и влажности. Конструкция подрамника позволяет регулировать натяжение холста в зависимости от этих параметров.