Примерное время чтения: 10 минут
1082

О великом через частные истории. Как Казань превращается в город без окраин

В проекте «Казань без окраин» есть история актрисы Камаловского театра Халимы Искандеровой.
В проекте «Казань без окраин» есть история актрисы Камаловского театра Халимы Искандеровой. / Ольга Любимова / АиФ

Столица Татарстана стала первым после Москвы городом, где запустили пилотный проект, помогающий изучать историю отдельного района через личные истории его жителей.  

Почему для исследования выбрали квартал вблизи музея-квартиры Мусы Джалиля, какими историями поделились с музейщиками жители, стало известно на презентации проекта в ходе всероссийского форума «Музейные маршруты» в столице Татарстана.

Проект «Казань без окраин» посвящён истории жилого дома № 17 по улице Горького.
Проект посвящён истории жилого дома № 17 по улице Горького. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Живой архив

Проект «Казань без окраин» можно увидеть с 27 апреля в Музее-квартире Мусы Джалиля. Он посвящён истории жилого дома № 17 по улице Горького, в котором находится этот музей-квартира, и близлежащих домов по улицам Толстого, Муштари, Щапова и Пушкина. Выставка составлена на основе личных историй жителей, их личных вещей.

Автор идеи Алиса Савицкая пояснила, что каждый участник проекта (а это работники казанских музеев) получил небольшую деревянную витринку-ящичек. И должен был заполнить её предметами с описанием истории респондента, которому эти предметы принадлежат. Интервью, тексты сделаны на двух языках - русском и татарском. Всего в рамках совместной работы Музея Москвы и Нацмузея Татарстана было составлено десять историй, собрано более 30 экспонатов. 

Пояс Мусы Джалиля и ложка Назиба Жиганова.
Пояс Мусы Джалиля и ложка Назиба Жиганова. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Этот проект начался в Музее Москвы в 2021 году как «Москва без окраин». Первой была исследована Таганка, а затем ещё шесть районов столицы.

«Мы говорим о музее не только как о фондовом хранилище, но и как о живом архиве, в том числе живом архиве частных историй, - описала суть проекта генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова. - При этом происходит совмещение предметов, уже состоящих в фондах, с личными историями».

Назиб Жиганов и Серафима Минеева.
Назиб Жиганов и Серафима Минеева. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Анна Трапкова напомнила, как в ноябре 2022 года президент Российской Федерации на заседании Российского исторического общества говорил, что понимание истории страны должно начинаться с изучения семьи и места, где человек родился и вырос. То есть в большую историю необходимо включать историю своего края, буквально историю своего дома.

Говоря о важности нетривиального взгляда на историю, директор Музея Москвы поделилась наблюдением, что молодёжь зачастую не воспринимает информацию, преподносимую с точки зрения каких-то больших нарративов. Они воспринимают только личный пример, личную историю - человеческое измерение.  

Слева направо: директор Музея Москвы Анна Трапкова, директор Нацмузея РТ Алиса Вяткина, заведующий мемориальным музеем Назиба Жиганова Алексей Егоров.
Слева направо: директор Музея Москвы Анна Трапкова, директор Нацмузея РТ Алиса Вяткина, заведующий мемориальным музеем Назиба Жиганова Алексей Егоров. Фото: Национальный музей РТ

Тайны казанского Монмартра

Одним из участников проекта стал заведующий мемориальным музеем Назиба Жиганова и внук знаменитого татарского композитора Алексей Егоров.

«Квартал, ограниченный улицами Жуковского, Горького, Гоголя, Карла Маркса, - по сути, казанский Монмартр, - считает Алексей Егоров. - В 1930 - 1940-е годы там жили люди, которые были причастны к становлению татарского театра, татарской музыки. В доме по ул. Горького,17 помимо Мусы Джалиля, Назиба Жиганова жили артисты Халил Абжалилов, Фатима Ильская, композитор Мансур Музафаров, балерина Нинель Юлтыева.  И такие неожиданные, порой парадоксальные решения, как проект «Казань без границ» - рассказ о великих свершениях  через частные истории, - это попадание в десятку».

Чашка и сахарница, которые принадлежат жене поэта Нурсие Нуруллиной, - свидетели огромной жертвенной любви.
Чашка и сахарница, которые принадлежат жене поэта Нурсие Нуруллиной, - свидетели огромной жертвенной любви. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Алексей Егоров создал две витрины проекта. В одной из них ремень Мусы Джалиля, переданный в 1983 году в музей поэта его другом Назибом Жигановым, и серебряная ложка, сохранившаяся в семье Жиганова.

По воспоминаниям Жиганова, когда осенью 1941 года Джалиля провожали на фронт, в том самом доме, в котором проводились сейчас исследования, поэт и композитор перед расставанием обменялись поясами.  Сделать это предложил Муса Джалиль: «Давай, Назиб, обменяемся поясами, как это делали наши предки». По старинной традиции обменявшиеся поясами становились побратимами. 

А сломанная серебряная ложка - это история погибшей любви. Первой супругой Назиба Жиганова была оперная певица Серафима Минеева. Они поженились в 1935 году. По традиции молодым на свадьбу подарили две серебряные ложки.  И Назиб Жиганов и Серафима Минеева были яркими творческими людьми, очень эмоциональными. Наверное, поэтому через 14 лет их брак распался.

«Бабушка в сердцах эти ложки сломала, но одну ложку выбросить так и не решилась. Она хранилась у неё вместе с портретом Жиганова», - рассказал Алексей Егоров.

Поэт Фанис Яруллин и его жена Нурсия.
Поэт Фанис Яруллин и его жена Нурсия. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Свидетели любви

Заведующий музеем Салиха Сайдашева Айдар Ахмадиев собрал материал о судьбе поэта Фаниса Яруллина. Чашка и сахарница, принадлежащие жене поэта Нурсие Нуруллиной, - свидетели огромной жертвенной любви. Фанис Яруллин в 24 года неудачно упал во время тренировки и остался парализованным на всю жизнь. К счастью, руки двигались, и он мог писать стихи. Фанис Яруллин стал лауреатом Госпремии имени Тукая. Но это было бы невозможно без поддержки и заботы его жены.

История семьи народного артиста ТАССР, РСФСР Равиля Шарафиева.
История семьи народного артиста ТАССР, РСФСР Равиля Шарафиева. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Нурсия выросла в деревне в многодетной семье, всю жизнь работала на стройке. Когда она училась в вечерней школе в Казани, хорошие оценки получала редко. Учительница ставила в пример ученика, который получает одни пятёрки, несмотря на то, что парализован. И Нурсия решила посмотреть на этого человека. Так она познакомилась со своим будущим мужем Фанисом Яруллиным. Она ухаживала за ним всю жизнь, буквально носила на руках, потому что в доме, где они жили, не было лифта. Чтобы готовить стихи мужа для публикаций, Нурсия выучила грамматику татарского языка, научилась печатать на машинке. У Яруллиных в семье было принято пить очень горячий чай. Представленная на выставке чашка - та самая, в которой Нурсия подавала чай своему мужу.

«Мы со школы знаем стихи Фаниса Яруллина, но эта личная история даёт новые эмоции, заставляет по-другому взглянуть на судьбу поэта», - убеждён Айдар Ахмадиев.

 «Было важно, чтобы наша команда вышла за привычные рамки деятельности музеев, - поделилась впечатлениями от проекта генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина. - Ребята встречались с потомками деятелей культуры, искусства и узнавали новые удивительные факты. Надеюсь, что мы эту работу продолжим, и проект когда-нибудь  перерастёт в «Татарстан без границ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах