21 июля во всём мире отметили день явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Какие связанные с этой святыней раритеты сохранились в Казани, рассказала старший научный сотрудник Госмузея ИЗО РТ и Нацмузея РТ Вера Алина.
Храмы для иконы
Первообраз – икону, которую нашла в 1579 г. на пепелище в Казани девочка Матрона, сразу после обретения принесли в ближайший храм – казанскую церковь Николы Тульского. В начале XIX в. на месте этого деревянного храма возвели каменный.

Чудотворная икона всегда получала множество даров – и от царей, и от простых людей. Первым даром стал Богородицкий монастырь, который велел возвести на месте обретения первообраза царь Иван Грозный. Построенный в 1594 г. собор Казанской иконы Божией Матери (так называемый холодный храм) к XVIII в. сильно обветшал. В 1798–1808 гг. на его месте возвели новый собор. То есть в Казани к началу XIX в. было два храма, связанных с чудотворной иконой.

В летнее время, когда было тепло, святыня находилась в холодном храме, в левой части иконостаса. Зимой же образ переносили в храм Николы Тульского, а во время праздников – в Благовещенский собор Казанского кремля.
В 1932 г собор Казанской иконы был разрушен, его восстановили в 2021 г. Отреставрирован и находящийся на территории Казанского Богородицкого монастыря храм Николы Тульского. В нём побывал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, приезжавший в столицу Татарстана на торжества в честь 446-летия обретения Казанской иконы Богородицы.
По данным Гермогена, икону по приказу царя Фёдора Иоанновича «предивно украсил золотом и драгоценными камнями, крупным жемчугом хранитель царских сокровищ, казначей Деменша Иванович Черемисинов». По преданию род Черемисиновых происходил от выходцев из Золотой Орды. То есть человек, кровно связанный с Востоком, первым сделал дар Казанской иконе Божией Матери.
Корона как у императрицы
В 1904 г. первообраз Казанской иконы выкрала из Богородицкого монастыря банда вора Чайкина. Сохранилось несколько фотографий иконы, сделанных до похищения – в конце XIX – в начале XX в. Но эти фото никто не атрибутировал, то есть нельзя сказать, что лик выглядел именно так.

Зато известно, во что была «одета» знаменитая икона. В показаниях монахини Варвары, которая чистила ризу иконы, говорится, что явленная икона была закрыта бархатной малиновой рубашечкой, поверх рубашечки крепилась плоская золотая риза. Возможно, это была древняя риза, которой украсил икону Деменша Черемисинов. Она использовалась как основа для второй, украшенной драгоценными камнями и металлами ризы.
Будничный оклад, украденный Чайкиным вместе с иконой, можно видеть на литографии середины XIX в. По всей видимости, он был создан во второй половине XVIII в. московскими мастерами. К этому окладу была приложена бриллиантовая корона, её подарила святыне приезжавшая в Казань в 1767 г. Екатерина Вторая.
В эпоху Елизаветы под бриллианты, чтобы их подсветить, подкладывали цветную фольгу, и камни светились разными цветами. Во времена Екатерины Второй в моде были прозрачные камни. Человек, создавший корону и бриллиантовую ризу для Казанской иконы Богородицы, не только учёл эту моду, но и создал настоящее произведение искусства. Он явно был не простым ремесленником, а талантливым художником. Использовал минимальную цветовую гамму – белые прозрачные камни, серебро, матовое, а не блестящее золото.
Следы Казанской в Казани
Кроме будничной ризы у явленной Казанской иконы Богоматери была ещё и праздничная. Она тоже не сохранилась, исчезла после революции 1917 г. Но копию можно видеть в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани. Эта церковь с 1938 по 1946 г. была единственным действовавшим православным храмом Казани. Там тоже есть чудотворная икона – список Казанской иконы Божией Матери середины XVIII в. Кроме копии праздничной ризы явленной иконы в церкви на Арском кладбище хранится киот, сделанный специально для явленной иконы. Его изготовил в 1829 г. немецкий серебрянник Август Гюнтер, работавший в те годы в Казани.
Зато подлинный массивный оклад, в котором находилась явленная икона, может увидеть каждый желающий. Комплекс из шести частей хранится в Казанском соборе Божией Матери. Оклад создали в XVII–XIX вв. ювелиры Казани и, возможно, Москвы. Он состоит из внешней рамы-оклада, средника, киота к иконе Казанской Божией матери, рамки-крепления, оклада, обрамляющего саму икону, и тканевой ризы. В 1930-е годы этот оклад перевезли из Казанского Богородицкого монастыря в Петропавловскую церковь Казани. В 1939 г. реликвию передали в Нацмузей РТ. С 2021 г. она находится в соборе, воссозданном на месте обретения Казанской иконы Богородицы. Оклад установлен справа от так называемого Ватиканского списка Казанской иконы, переданного в Казань понтификом Иоанном-Павлом II. Ватиканский список относится к первой половине – середине XVIII в.
7 чудес Одигитрии. Как спасала страну и людей Казанская икона Божией Матери
Чудотворная нашлась! Какую Казанскую икону Богоматери обнаружили в Москве
Кто похитил чудотворный образ? О краже Казанской иконы написали детектив
Возвращение Казанской: Как Папу Римского уговорили вернуть икону