Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Примерное время чтения: 8 минут
307

Храмы, бриллианты царицы. Где сокровища явленной Казанской иконы Богоматери

У явленной Казанской иконы Богоматери было две ризы - будничная (слева) и праздничная.
У явленной Казанской иконы Богоматери было две ризы - будничная (слева) и праздничная. / Ольга Любимова / АиФ

21 июля во всём мире отметили день явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Какие связанные с этой святыней раритеты сохранились в Казани, рассказала старший научный сотрудник Госмузея ИЗО РТ и Нацмузея РТ Вера Алина.

Храмы для иконы

Первообраз – икону, которую нашла в 1579 г. на пепелище в Казани девочка Матрона, сразу после обретения принесли в ближайший храм – казанскую церковь Николы Тульского. В начале XIX в. на месте этого деревянного храма возвели каменный.

Зимой образ находился в храме Николы Тульского,
Зимой образ находился в храме Николы Тульского, Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Чудотворная икона всегда получала множество даров – и от царей, и от простых людей. Первым даром стал Богородицкий монастырь, который велел возвести на месте обретения первообраза царь Иван Грозный. Построенный в 1594 г. собор Казанской иконы Божией Матери (так называемый холодный храм) к XVIII в. сильно обветшал. В 1798–1808 гг. на его месте возвели новый собор. То есть в Казани к началу XIX в. было два храма, связанных с чудотворной иконой.

В летнее время святыня находилась в холодном храме, в левой части иконостаса.
В летнее время святыню переносили в холодный храм, она находилась там в левой части иконостаса. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

В летнее время, когда было тепло, святыня находилась в холодном храме, в левой части иконостаса. Зимой же образ переносили в храм Николы Тульского, а во время праздников – в Благовещенский собор Казанского кремля.

В 1932 г собор Казанской иконы был разрушен, его восстановили в 2021 г. Отреставрирован и находящийся на территории Казанского Богородицкого монастыря храм Николы Тульского. В нём побывал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, приезжавший в столицу Татарстана на торжества в честь 446-летия обретения Казанской иконы Богородицы.

О втором даре иконе рассказал в своей повести о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы митрополит Казанский Гермоген. Он был очевидцем этих событий, описал их в 1594 г.

По данным Гермогена, икону по приказу царя Фёдора Иоанновича «предивно украсил золотом и драгоценными камнями, крупным жемчугом хранитель царских сокровищ, казначей Деменша Иванович Черемисинов». По преданию род Черемисиновых происходил от выходцев из Золотой Орды. То есть человек, кровно связанный с Востоком, первым сделал дар Казанской иконе Божией Матери.

Первые два этапа прославления иконы – строительство монастыря и украшение по приказу царя Фёдора – произошли на региональном уровне, в Казани. На общероссийском уровне икона прославилась после Смутного времени. В 1613 г. царь Михаил Романов приказал праздновать победу над поляками 4 ноября. В 1649 г. царь Алексей Михайлович в честь рождения своего первого сына Дмитрия, родившегося на Казанскую осеннюю, ввёл общерусское празднование.

Корона как у императрицы

В 1904 г. первообраз Казанской иконы выкрала из Богородицкого монастыря банда вора Чайкина. Сохранилось несколько фотографий иконы, сделанных до похищения – в конце XIX – в начале XX в. Но эти фото никто не атрибутировал, то есть нельзя сказать, что лик выглядел именно так.

Украшенный бриллиантами Екатерины II будничный оклад, украденный Чайкиным вместе с иконой, можно видеть на литографии середины XIX в.
Будничный оклад с бриллиантами Екатерины II, украденный Чайкиным вместе с иконой, можно видеть на литографии середины XIX в. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Зато известно, во что была «одета» знаменитая икона. В показаниях монахини Варвары, которая чистила ризу иконы, говорится, что явленная икона была закрыта бархатной малиновой рубашечкой, поверх рубашечки крепилась плоская золотая риза. Возможно, это была древняя риза, которой украсил икону Деменша Черемисинов. Она использовалась как основа для второй, украшенной драгоценными камнями и металлами ризы.

Будничный оклад, украденный Чайкиным вместе с иконой, можно видеть на литографии середины XIX в. По всей видимости, он был создан во второй половине XVIII в. московскими мастерами. К этому окладу была приложена бриллиантовая корона, её подарила святыне приезжавшая в Казань в 1767 г. Екатерина Вторая.

В эпоху Елизаветы под бриллианты, чтобы их подсветить, подкладывали цветную фольгу, и камни светились разными цветами. Во времена Екатерины Второй в моде были прозрачные камни. Человек, создавший корону и бриллиантовую ризу для Казанской иконы Богородицы, не только учёл эту моду, но и создал настоящее произведение искусства. Он явно был не простым ремесленником, а талантливым художником. Использовал минимальную цветовую гамму – белые прозрачные камни, серебро, матовое, а не блестящее золото.

Следы Казанской в Казани

Кроме будничной ризы у явленной Казанской иконы Богоматери была ещё и праздничная. Она тоже не сохранилась, исчезла после революции 1917 г. Но копию можно видеть в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани. Эта церковь с 1938 по 1946 г. была единственным действовавшим православным храмом Казани. Там тоже есть чудотворная икона – список Казанской иконы Божией Матери середины XVIII в. Кроме копии праздничной ризы явленной иконы в церкви на Арском кладбище хранится киот, сделанный специально для явленной иконы. Его изготовил в 1829 г. немецкий серебрянник Август Гюнтер, работавший в те годы в Казани.

Ещё одна реликвия, связанная с Казанским первообразом, находится в Нацмузее Татарстана. Это созданная в XVI в. пелена, которую подвешивали под икону. Она поступила в Нацмузей РТ в годы революции из Благовещенского кафедрального собора. В этом соборе располагалась ризница и хранились ценные древние предметы Казанской епархии. Пелена сделана из камки, шёлка и тафты, украшена золотым и серебряным шитьём. К сожалению, выставлять её нет возможности, потому что свет плохо действует на старинные ткани.

Зато подлинный массивный оклад, в котором находилась явленная икона, может увидеть каждый желающий. Комплекс из шести частей хранится в Казанском соборе Божией Матери. Оклад создали в XVII–XIX вв. ювелиры Казани и, возможно, Москвы. Он состоит из внешней рамы-оклада, средника, киота к иконе Казанской Божией матери, рамки-крепления, оклада, обрамляющего саму икону, и тканевой ризы. В 1930-е годы этот оклад перевезли из Казанского Богородицкого монастыря в Петропавловскую церковь Казани. В 1939 г. реликвию передали в Нацмузей РТ. С 2021 г. она находится в соборе, воссозданном на месте обретения Казанской иконы Богородицы. Оклад установлен справа от так называемого Ватиканского списка Казанской иконы, переданного в Казань понтификом Иоанном-Павлом II. Ватиканский список относится к первой половине – середине XVIII в.

Самый же старинный из находящихся в Казани списков Казанской иконы Божией Матери находится в Госмузее изобразительных искусств Татарстана. Он датирован последней третью XVI в. Эта икона – ровесница образа, похищенного из собора Богородицкого монастыря.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах