21 июня в Казани большое событие – освящение восстановленного собора Казанской иконы Божией матери.
Получилось ли воссоздать архитектурный стиль утраченного храма, какие усовершенствования пришлось внести и с какими трудностями столкнулись строители – в материале «АиФ-Казань».
Всемирно почитаемая святыня
В самом сердце Казани находится Богородицкий мужской монастырь, а в его центре сейчас сверкает куполами белоснежный храм.
Собор Казанской иконы Божией Матери входил в комплекс Богородицкого монастыря, основанного по указу Ивана Грозного, на месте обретения иконы Божией Матери, известной как Казанской.
Храм был построен в 1798-1808 гг. И стоял – пока не взорвали – до 1932-го. Его решили восстановить уже в нынешние времена.
Пять лет назад патриарх Московский и всея Руси Кирилл заложил первый камень в фундамент, сегодня его ждут на освящение храма.
«Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых, и, за редким исключением, пожалуй, есть в каждой православной семье. Перед ней молились в самые тяжёлые моменты истории. Поэтому для нас восстановление собора, конечно, имеет огромное значение. То, что Казанский собор был воссоздан во всей красе – это настоящее чудо», – сказал «АиФ-Казань» митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.
Обретение иконы произошло в 1579-м. Как следует из сказаний, после страшного пожара, фактически уничтожившего пол-Казани, десятилетней девочке Матроне приснилась Божия Матерь, которая показала ей место на пожарище, где найти её образ. В рассказ девочки никто не поверил. Матрона сама пошла на пепелище и нашла в земле икону, завёрнутую в полуистлевший рукав кафтана. Считается, что эта икона несёт исцеление и уберегает от смерти и многих бед.
«Казань – счастливая: это город обретения иконы, ставшей всемирно почитаемой святыней, – отмечает доцент Казанской православной духовной семинарии, историк, член Союза писателей России Анатолий Елдашев. – Во время польско-литовской интервенции страны в 1612 г. воины ополчения Минина и Пожарского взяли в освободительный поход на Москву образ Богородицы, и после победы он приобрёл значение русской святыни. И в ХХ в. боевые экипажи брали икону с собой в самолёты».
Храмы, посвящённые Казанской иконе Божией Матери, построены во многих российских городах. Существовали три казанские иконы: явленная в Казани, Московская и СанктПетербургская. Где казанская – доподлинно неизвестно, первообраз утрачен.
В новом храме размещён Ватиканский список с первообраза Казанской иконы Божией Матери, датируемый XVIII в., хранившийся в покоях Папы Римского. В 2005 г. его привёз в Казань Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Празднование Казанской иконе совершается 21 июля (8 июля по старому стилю) в честь обретения иконы в Казани в 1579 г. и 4 ноября (22 ноября) в честь избавления Москвы от поляков в 1612 г.
«Такого и в Москве нет»
«Замечательно, что Казани вернули архитектурную доминанту, которая долгое время украшала город, ведь здание храма – великолепный образец русского классицизма, – подчёркивает Елдашев. – Автор проекта – петербургский архитектор Иван Старов, который создал около 40 крупных храмов в России».
Когда собор Казанской иконы Божией Матери освятили в 1808 г., современники писали: «Такого и в Москве нет». На тот момент это был самый крупный собор в России: его размеры 49×43 м, а высота – 44 м. Была ведь ещё и колокольня высотой 55 м. Масштабный храм Христа Спасителя появился позже. Если изначально храм строился десять лет, то восстанавливали его за пять. И обошлось это примерно в 2 млрд руб. (смотрите рубрику «Цифры»).
«Нам удалось воссоздать облик собора с точностью до сантиметра, – гордится главный инженер проекта Вячеслав Нилов. – Большое везение, что сохранились кусочек цоколя оригинального здания и несколько ступеней, мы отталкивались от них как от нулевой точки».
Ещё одна удача – то, что в архивах сохранились чертежи автора проекта Ивана Старова, на которых указаны размеры и все значимые архитектурные детали. В распоряжении архитекторов были также фотографии собора, сделанные путешественниками. На них чётко были видны рисунки окон, конфигурация крестов, водосточных труб.
«И, наконец, третья удача: после взрыва в значительной степени сохранился подземный храм, – рассказывает Нилов. – Уцелели пол и часть стен. Мы надстроили новые стены, показав границу между новой и оригинальной частью. Кто-то назовёт все эти факторы благоволением фортуны, а кто-то поддержкой высших сил».
Говорить, что нынешний собор – это копия старого, всё же, по словам Нилова, некорректно, ведь в здание провели электричество, отопление, вентиляцию, добились нужной акустики. Особенно сложным этапом было создание иконостаса. Сюжеты на иконах воспроизводят прежние. А вот оформление иконостаса – это авторское прочтение художников. Национальный музей РТ передал собору уникальную серебряную ризу-оклад. Он состоит из шести предметов, датированных XVIII-XIX вв., а его страховая оценка составляет более 250 млн. руб. Риза, для которой изготовлена специальная витрина, больше 80 лет хранилась в собрании музея, сообщает пресс-служба мэрии Казани.
При проектировании собора применяли компьютерное моделирование. Программы позволяли увидеть храм в деталях в разных проекциях – сверху, снизу, на уровне глаз человека.
«Сложным моментом было решение судьбы подземного храма. Эксперты ЮНЕСКО склонялись к музеификации его руин, – рассказывает Нилов. – Но мы хотели сохранить храм для прихожан, для молитвы, и после долгих переговоров наша точка зрения возобладала».
Владыка Феофан (глава Татарстанской митрополии с 2015 по 2020 гг., умер в ноябре прошлого года из-за осложнений после коронавируса) мечтал вернуть Богородицкому монастырю, на территории которого стоит собор, статус российского центра паломничества.
Накануне революции монастырь, собственно, и был местом притяжения паломников со всей России, благоустроенным и богатым: работали живописная и золотошвейная мастерские, свечное производство, он располагал пасекой, плодоносящим садом. Здесь жили около 600 насельниц. Прежде монастырь был женским, и его первой монахиней стала, по преданиям, когда выросла, девочка Матрона, нашедшая икону.
После того как собор Казанской иконы Божией Матери в 30-е был разрушен, остальные здания монастырского комплекса использовались не по назначению. В разное время здесь располагались киностудия, склады, табачная фабрика. Пока в конце 90-х – начале 2000-х здания не вернули верующим. С 2005-го монастырь действует как мужской.
Сейчас, с воссозданием собора, мечта митрополита Феофана, возможно, сбудется.
ЦИФРЫ
- Воссозданы 16 малых арок здания собора, четыре большие арки с кессонами.
- К росписи 2,5 тыс. кв. м стен привлекли 16 специалистов по церковной живописи XIX в.
- В составе иконостасов собора – центрального и двух боковых – находятся 62 иконы, это копии утраченных в 30-е гг.
- 28 наружных икон выложены из смальты мастерами из Мурома.
- На территории собора созданы сквер в 1,4 тыс. кв. м, два палисадника.
- 2 млрд руб. из средств фонда «Возрождение» и пожертвований потрачено на воссоздание собора.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Собор и первые лица страны
Девичий Богородицкий монастырь по приказу царя Ивана IV Грозного был основан уже в год обретения иконы, в 1579 году. На месте обретения поставили первую деревянную церковь во имя Рождества Богородицы. В 1595 году взамен деревянного возвели каменный собор во имя Явления святой Казанской иконы Божией Матери.
Монастырь часто страдал от казанских пожаров, и императрица Екатерина II в 1791 году задумала возвести новый собор. Проект подготовил автор Таврического дворца Санкт-Петербурга Иван Старов. В 1796 году старый каменный собор 1595 года постройки был разобран, но из-за смерти Екатерины работы были прекращены.
В 1798 году уже император Павел I распорядился приступить к строительству нового собора и лично присутствовал при закладке первого камня фундамента. Построенный Собор во имя Казанской иконы Божией матери освятили через 10 лет.
КСТАТИ
По данным историков, паломничество в монастырь и крестные ходы приносили до 70% доходов Казани. В течение почти 350 лет в Богородицкий монастырь в Казани приезжали и приходили люди, чтобы поклониться образу Богородицы. Обитель была обязательным пунктом для посещения монаршими особами.
Но до наших дней дошли лишь немногие строения архитектурного ансамбля монастыря. Самое древнее сооружение - Софийская надвратная церковь, датированная концом XVII - началом XVIII века, которая была возвращена прихожанам в 1994 году.
В Крестовоздвиженском храме находился учебный корпус педуниверситета, и он сохранился. А вот Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.) и храм Николы Тульского не восстанавливались и находятся в обветшавшем состоянии.