«Вкуснее ничего нет и быть не может! Этот бульон в кубиках начали делать для космонавтов, а потом пустили в широкое производство. В 70-е его привозили из Москвы, в Елисеевском магазине покупала моя бабушка...» Солидный бизнесмен радуется как ребёнок, увидев любимые, милые вещи, окружавшие его в детстве и юности.
«Россия держится не на нефти, а на добрых эмоциях, на красоте души и… на таких музеях!» - уверен директор первого в России музея соцбыта Рустем ВАЛИАХМЕТОВ.
Два видика - одни «Жигули»
Единственный в стране музей соцбыта открылся в Казани год назад. Его создатель - фотограф и дизайнер с юридическим образованием Рустем Валиахметов работал над проектом около 20 лет. За это время было собрано более 50 тысяч экспонатов из жизни страны 70-80-х годов. «Одних только радиоприёмников около двухсот штук – можно отдельную выставку делать, - говорит Рустем. – Но при наших площадях есть возможность показать лишь десятую часть всего того, что есть».
Это сегодня молодёжь удивляется: «Уже тогда было 3D!» А тогда диаскопы и диафильмы продавались в каждом магазине и не казались чем-то необычным. А вот и чудеса советской техники: зубная электрощётка, портативный магнитофон «Казань», который выпускал завод «Радиоприбор» и получить который в те времена мог только корреспондент центрального издания. Советский видеомагнитофон - ВМ-12. «Госцена -1200 рублей, а с рук его продавали уже за 2000. И это при том, что зарплата врача была 120 рублей. Два «видака» можно было обменять на подержанные «Жигули». А какой-нибудь «Панасоник» можно было один в один сменять на новую машину», - продолжает просвещать народ тот самый удачно зашедший в музей бизнесмен. Вместе с ним экспонаты разглядывают и казанцы, и туристы из Калининграда, а также гости из Франции, Новой Зеландии, Таиланда…
От безработного до мэра
Цели создать музей у Рустема не было. Просто ему всегда доставляли удовольствие интерьеры и вещи советских времён. Он замечал, что такой антураж радует и приходящих к нему в гости друзей. Вначале в квартиру, украшенную социалистической атрибутикой. А потом – в фото-дизайн-студию в подвале жилого дома, ставшую неформальной творческой площадкой для художников и музыкантов. Пришедший туда однажды на съёмку к Рустему Андрей Макаревич сказал: «Это не просто студия, это настоящий музей!» И в поддержку темы подарил настоящие «рокерские» джинсы, в которых записывался на легендарной битловской студии «ABBЕY ROАD» в Лондоне. Примеру «главного машиниста» последовали известные российские музыканты, поэты. Так благодаря поэту Юрию Кублановскому в Казань прибыла джинсовая куртка, которую подарил ему в 70-е нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Так появилась самая первая выставка из истории 70-80-х – «Джинсы как культ». А в августе прошлого года состоялось официальное открытие музея на одной из центральных улиц Казани. Из помещения, в котором располагался раньше офис, вывезли 72 тонны евроремонта, очистив стены до старинной кирпичной кладки 1849 года. В подготовке выставки «Советская школа» участвовали разные жители Казани: от подростков до пенсионеров, от безработного до мэра.
«Художник рисует красками, фотограф - светом, писатель - словом, а мы рисуем предметами, - говорит Рустем Валиахметов. - Мы не вещи показываем, а создаём с их помощью мир позитивных эмоций. Каждая вещь здесь проста, понятна и может пробудить в человеке яркие чувства, о которых он не подозревает. Обычная шариковая ручка, которую выпускали 30 лет назад, для кого-то дороже, чем «Паркер». Потому что несёт такие эмоции, которые не купишь. Человек вспоминает, как она сломалась у него в кармане, как потекла, какое пятно было на пиджаке… А стоит ли считать какую-то вещь шедевром, каждый посетитель решает сам. У нас нет задачи коллекционировать раритеты».
Хотя… Куртка, сшитая из 120 обложек партбилетов – хочешь не хочешь раритет. Это кожаное чудо создали в Кирове папа с дочкой в начале 90-х годов. В то лихое время люди умудрялись шить куртки даже из боксёрских перчаток. Делали электрорасчёски и фены из паяльников. Голь на выдумку хитра!
«И тогда те, кто хотел, жили, - говорит Рустем. - Находил, что почитать, что послушать, придумывал, что надеть. Не было джинсов, но все, кто хотел, их носили. Тот, кто хотел, - дерзал. То же самое происходит и сейчас. Всегда, во все времена человек должен держаться позитива. Так случилось, что Казань смогла стать первым городом, создавшим музей, рассказывающий об этом. Но думаю, через год-два музеи, несущие позитив, а не музеи пыток, начнут появляться везде, по всей стране. Они должны появляться: время для этого пришло».
Не в нефти сила
Есть у музея соцбыта и своя оригинальная манера подачи материала – здесь стараются сделать так, чтобы он был доступен пониманию каждого. Любого образовательного уровня человек – будь то профессор или дворник - должен найти здесь что-то интересное для себя. Кого-то восхитит татарский алфавит образца 1927 года и первые образцы печатных изданий на латинице, а кто-то будет долго разглядывать точилку-рыбку, которую в 70-е покупали каждому школьнику. Причём любой предмет можно взять в руки, потрогать…
Самый лучший вариант - приходить в такой музей семьями. Ведь о многих важных вещах не получается поговорить дома, за утренним чаем или вечерним супом. Ну не успевают родители объяснить любимым чадам, как они ценили свои единственные кроссовки! А потому многие современные дети уверены, что иномарка у папы всю жизнь была, и пластиковые окна всегда стояли в квартире.
«Мы показываем, как, не имея того, другого и третьего, народ учился, получал образование, мечтал, добивался своих целей, двигался вперёд, - говорит Рустем. - Это доказательство того, что у России есть свой корень, мощный фундамент – на чём она держалась и продолжает держаться. Кто-то, может быть, думает, что она держится на нефти. Но не все видят эти нефтяные деньги. На чём же тогда держится страна? Я думаю, на добрых эмоциях, на красоте души и… на таких музеях!»