На данный момент под письмом в защиту «Хранительницы» подписались около 40 человек, однако, как сообщают активисты сбор подписей продолжается. Приводим полный текст послания.
Открытое письмо татарской общественности
Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову,
Государственному советнику РТ М.Ш. Шаймиеву
Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Уважаемый Минтимер Шарипович!
Как и Вы, мы ценим творчество Даши Намдакова.
Он - признанный и выдающийся мастер. Его работы хранятся в ведущих музеях мира, в частных коллекциях В.В. Путина, («Стихия»), М.Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю.М. Лужкова, Р.А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами обладают Герхард Шредер, Вилли Нельсон, актриса Ума Турман. Он ужинает с королевской семьей Британии, отливает для Лондона статую Чингисхана, его любят и ценят и во всем мире, причем как в массах, так и на высшем уровне. Имеет высокие награды, добился многого.
Как известно, возможная установка Барса его работы в городе Болгаре у древних мечетей вызвала бурю эмоций среди части татарской общественности. Отчасти их можно понять – в том смысле, что установка такой скульптуры возле мечети, да еще в день принятия ислама, не совсем уместна.
Но мы не можем согласиться с тем, что его работе вообще не место в татарском городе, или с теми, кто вообще против его творчества.
Для того, чтобы Барс работы Даши Намдакова располагался в светской части, например, у музея и причала (о чем и было принято решение), нет ни религиозных, ни моральных, ни законных препятствий. Вашу позицию поддержали и ведущие муфтии России.
Произведение Даши может нравиться или не нравиться, но великий художник отразил свое видение Барса, и имеет на это полное право.
Правда, нам не нравится, что барса преподносят исключительно как символ Булгарии, ведь барс – это символ и Степи, и Золотой Орды, он обитает в Монголии, Алтае и Китае. В 1990-е годы со стремлением все свести к булгарам как-то боролись, сейчас это поощряется. Тем самым татарский народ лишается большей части истории и подрывается его единство.
Подчеркнем, что среди противников установки «Хранительницы болгарской земли» возле мечети немало и достойных людей. Это их мнение. В конце концов, работа художника может нравиться или не нравиться.
А вот осуществлять травлю, запрещать, оскорблять художника и творчество – совсем другое дело.
Обратим внимание на несколько доводов части недовольных.
1) Так, по мнению некоторых, барс – это языческая скульптура. В ней нашли даже некие признаки сатанизма, вселенского зла.
Так и до взрывов буддистских статуй, как в Афганистане, недалеко? Не встанет ли вопрос о церквях в Болгаре и Татарстане в целом? Или о произведениях искусства вплоть до памятника Тукаю?
2) Что характерно, во многих комментариях подчеркивалась национальная (бурят), расовая (монголоид) и религиозная (буддист) принадлежность – но не самой скульптуры, но автора - Даши Намдакова. Зачастую прямо подчеркивалось, что бурят-кочевник, да еще и буддист, не может выразить дух татарского народа, так как он бурят-монгол, буддист и авангардист, некоторые прямо называли это вражеской скульптурой.
Такие доводы протестующих совершенно неприемлемы – это мракобесие, нетерпимость, это позорит Республику Татарстан и ее положительный имидж.
Так же хотелось бы им напомнить, что татары, как тюрки, и буряты, как монголы, имеют общее происхождение – в рамках алтайской языковой семьи, общую колыбель – Великую степь. Скульптор и его Вселенная кочевника татарам не чужие, а родные.
Поэтому мы поддерживаем Ваше решение установить работу Даши Намдакова в светской части города Болгара.
Нет мракобесию и несвободе! Да – свободе творчества, дружбе народов, просвещенности и уважению!
С уважением,
1. Искандер Ахмедов, член Совета Всемирного форума татарской молодежи,
редактор Orda-online.ru, г. Казань
2. Римзиль Валеев, журналист и общественный деятель, сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии татар РФ.
3. Ильфак Шигапов, поэт, композитор, журналист, г. Казань;
4. Ильсия Бадретдинова, певица, лауреат премии «Алтын Барс», г. Казань;
5. Рушан Шамсутдинов, народный художник РТ, Заслуженный деятель искусств РТ; г. Казань;
6. Карина Кильдеева, группа «Мураками», г. Казань;
7. Илдар Тренгулов, директор Татарской национально-культурной автономии, г. Самара;
8. Гульназ Нургалиева, член Совета Всемирного форума татарской молодежи, г. Ижевск;
9.Дамир Наби, г. Ташкент;
10. Павел Мамаев, продюсер, г. Курск;
11. Ильшат Нигматзянов, аспирант Института Татарской энциклопедии АН РТ, г. Казань;
12. Гузель Максютова, журналист, г. Казань;
13. Асия Бикяшева, соискатель ИИ АН РТ, г. Казань;
14. Алия Хуснуллина, преподаватель, г. Казань;
15. Диана Башмакова, стилист, г. Казань;
16. Ильдар Даминов, руководитель молодежного клуба Центра татарской культуры, г. Томск;
17. Линар Хазиев, аспирант, преподаватель Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск;
18. Алексей Смольский, активист татарской общины, г. Минск;
19. Эльза Ильясова, г. Уфа;
20. Татар Тюрк, интернет-деятель, г. Уфа;
21. Эльдар Алиев, музыкант, Крым;
22. Галия Фаизова, дизайнер, г. Новосибирск;
23. Денис Витько, студент МФУ ТГУ, г. Томск;
24. Рамиль Халиков, рабочий, г. Димитровград.
25. Роман Горюнов, председатель Совета Евразийского молодежного союза, г. Томск;
26. Тимур Юнусов, г. Нижнекамск;
27. Анна Ковтун, основатель группы "Даши Намдаков" в соцсети Вконтакте, г. Москва
28. Роберт Аглямов, Чистополь;
29. Асия Биктабирова, Казань.
30. Арсалан Абдушеев, член Молодежного парламента Томской области, Бурятская национально-культурная автономия, Томск.
31. Руслан Сабиров, диджей, г. Москва.
32. Алия Сулейманова, частный pr-специалист, г. Казань.
33. Рамай Юлдаш, общественный деятель, культуролог, историк, этнограф, г. Йошкар-Ола, Марий Эл.
34. Сергей Севрюгин, веб-дизайнер, г. Казань;
35. Рустем Ильясов, Татарстан;
36. КАмиль Аблязов, Иркустк.
37. Ландыш Абударова, журналист, г. Казань;
38. Тимур Чингизов, ХМАО
39. Фандас Зарипов, РТ.
40. Равиль Абжалилов, Баку.
41. Мурад Ардаев, г. Томск.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть