Учёба без неба
До сих пор продолжаются генетические экспертизы, идентифицировано больше половины пассажиров. Около 500 исследований (а всего найдено более тысячи фрагментов человеческих тел) для ускорения процесса проводят в Москве.
По предварительным выводам МАК, причиной трагедии стала ошибка экипажа. Исследование одного из чёрных ящиков показало, что отказа техники не было. Но с этим не согласны друзья погибшего командира судна Рустема Салихова.
- Рустем бредил небом, - рассказывает друг Михаил Туруновский, детский писатель и выпускник КАИ. - Но полёт - вещь непредсказуемая. Присутствует огромное количество факторов: метеоусловия (особенно в межсезонье), технические неполадки, обледенение и т.д. Я уверен, что Рустем делал всё, чтобы спасти самолёт и пассажиров. Наверное, не хватило времени.
Кстати, тем же вечером 17 ноября проходил испытательный полёт «ТУ-214», собранного на КАПО. Из-за сильного ветра самолёт швыряло из стороны в сторону, и пилоты (а они - настоящие асы) не смогли сразу приземлиться на заводском аэродроме. Готовы были уйти в Ульяновск, но от метеослужбы узнали о небольшом «окне» и всё-таки сели в Казани. Лётчики рассказали, что покидали борт на негнущихся ногах.
Именно лётный опыт командира судна стал одной из главных тем для обсуждения. Рустем Салихов успел налетать 2 500 часов, 500 из них - командиром.
- Это небольшой опыт для управления «Боингом-737», - считает Александр Махалин, заслуженный лётчик-испытатель России (г. Москва). - Пилотов не хватает, но неправильно переучивать на лётчиков других специалистов, тем более в таком зрелом возрасте (Салихов до 2000 года был штурманом. - Прим. ред.). Учиться летать нужно не позднее 23 лет. Основная часть обучения теперь проходит на тренажёрах. Они нужны, но лишь для отработки экстренных ситуаций. Опыта как при естественном полёте они не дают. Я знаю случаи, когда в лётных школах будущие пилоты покупали топливо за свои деньги. Если накопят, летят. Или идут на тренажёры. Сократилось и количество школ. В 40-х годах их было около ста, сейчас нет и десятка. Другая беда - автопилот. При длительных перелётах он выручает. Но самолёт каждую секунду иной. Его нужно чувствовать, чтобы суметь сориентироваться в любой ситуации.
Аналогичные катастрофы, произошедшие в России:
Май 2006 г. Сочи. Самолёт «Армавиа» А-320. Самолёт заходил на посадку в сложных метеоусловиях на автопилоте. Экипаж получил указание об уходе на второй круг. Но действия были нескоординированными. Лайнер столкнулся с водой. Погибли 105 пассажиров и 8 членов экипажа.
Март 2010 г. Москва. Самолёт Ту-204 компании «Авиастар-Ту». Во время снижения на высоте 4000 метров из-за внештатной работы вычислительной системы управления полётом пилоты перешли на ручное управление. Вынырнув из облаков, они задели верхушки деревьев и приземлились в лес. Обошлось без жертв.
Чужое старьё
Другой вопрос, который задают люди - почему в России используются самолёты, успевшие полетать в нескольких странах? Чиновники же в один голос уверяют, что 23 года (столько было разбившемуся «Боингу») - не возраст.
- Кто так говорит, не прав! - уверен Александр Васильевич. - Срок службы не должен превышать 15 лет. Да, машина способна летать дольше, но нужен особый уход. К нам же из других стран приходят старые самолёты, которые при использовании в жарком климате изнашиваются ещё быстрее.
Как тут не вспомнить «Булгарию»? Старые суда, от которых собирались отказаться? Но воз и ныне там, при наличии судостроительного завода в Зеленодольске. Похожая ситуация с самолётами. Ведь в РТ есть свой авиазавод! Но своя техника стоит 35-37 млн долларов, а «бэушную» иностранную можно взять за 15 млн.
- За рубежом за полмесяца выпускается столько самолётов, сколько в России за год, - констатирует Шавкат Умаров, руководитель Госавианадзора РТ. - Потому что там продолжали работать, когда у нас авиацию «забросили». В 90-е годы, когда всё вокруг рушилось, отрасль ещё держалась, потому что была хорошая база. Спустя 15-20 лет попробуй догони «Боинги» и «Эйрбасы»! Нужны колоссальные вложения. И профессионалы, которые будут гореть на работе. У нас должности получают люди, далёкие от авиации. Как они чего-то добьются, если ничего не понимают в отрасли?