Примерное время чтения: 6 минут
679

Отечественную авиацию не возродить?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Татарстан 48 26/11/2013
На месте трагедии почти ничего не напоминает о случившемся.
На месте трагедии почти ничего не напоминает о случившемся. Фото Марии Зверевой

Учёба без неба

До сих пор продолжаются генетические экспертизы, идентифицировано больше половины пассажиров. Около 500 исследований (а всего найдено более тысячи фрагментов человеческих тел) для ускорения процесса проводят в Москве.

По предварительным выводам МАК, причиной трагедии стала ошибка экипажа. Исследование одного из чёрных ящиков показало, что отказа техники не было. Но с этим не согласны друзья погибшего командира судна Рустема Салихова.

 

Михаил Туруновский

- Рустем бредил небом, - рассказывает друг Михаил Туруновский, детский писатель и выпускник КАИ. - Но полёт - вещь непредсказуемая. Присутствует огромное количество факторов: метеоусловия (особенно в межсезонье), технические неполадки, обледенение и т.д. Я уверен, что Рустем делал всё, чтобы спасти самолёт и пассажиров. Наверное, не хватило времени.

Кстати, тем же вечером 17 ноября проходил испытательный полёт «ТУ-214», собранного на КАПО. Из-за сильного ветра самолёт швыряло из стороны в сторону, и пилоты (а они - настоящие асы) не смогли сразу приземлиться на заводском аэродроме. Готовы были уйти в Ульяновск, но от метеослужбы узнали о небольшом «окне» и всё-таки сели в Казани. Лётчики рассказали, что покидали борт на негнущихся ногах.

Именно лётный опыт командира судна стал одной из главных тем для обсуждения. Рустем Салихов успел налетать 2 500 часов, 500 из них - командиром.

 

Александр Махалин

- Это небольшой опыт для управления «Боингом-737», - считает Александр Махалин, заслуженный лётчик-испытатель России (г. Москва). - Пилотов не хватает, но неправильно переучивать на лётчиков других специалистов, тем более в таком зрелом возрасте (Салихов до 2000 года был штурманом. - Прим. ред.). Учиться летать нужно не позднее 23 лет. Основная часть обучения теперь проходит на тренажёрах. Они нужны, но лишь для отработки экстренных ситуаций. Опыта как при естественном полёте они не дают. Я знаю случаи, когда в лётных школах будущие пилоты покупали топливо за свои деньги. Если накопят, летят. Или идут на тренажёры. Сократилось и количество школ. В 40-х годах их было около ста, сейчас нет и десятка. Другая беда - автопилот. При длительных перелётах он выручает. Но самолёт каждую секунду иной. Его нужно чувствовать, чтобы суметь сориентироваться в любой ситуации.


Аналогичные катастрофы, произошедшие в России:

Май 2006 г. Сочи. Самолёт «Армавиа» А-320. Самолёт заходил на посадку в сложных метеоусловиях на автопилоте. Экипаж получил указание об уходе на второй круг. Но действия были нескоординированными. Лайнер столкнулся с водой. Погибли 105 пассажиров и 8 членов экипажа.

Март 2010 г. Москва. Самолёт Ту-204 компании «Авиастар-Ту». Во время снижения на высоте 4000 метров из-за внештатной работы вычислительной системы управления полётом пилоты перешли на ручное управление. Вынырнув из облаков, они задели верхушки деревьев и приземлились в лес. Обошлось без жертв.


Чужое старьё

Другой вопрос, который задают люди - почему в России используются самолёты, успевшие полетать в нескольких странах? Чиновники же в один голос уверяют, что 23 года (столько было разбившемуся «Боингу») - не возраст.

- Кто так говорит, не прав! - уверен Александр Васильевич. - Срок службы не должен превышать 15 лет. Да, машина способна летать дольше, но нужен особый уход. К нам же из других стран приходят старые самолёты, которые при использовании в жарком климате изнашиваются ещё быстрее.

Как тут не вспомнить «Булгарию»? Старые суда, от которых собирались отказаться? Но воз и ныне там, при наличии судостроительного завода в Зеленодольске. Похожая ситуация с самолётами. Ведь в РТ есть свой авиазавод! Но своя техника стоит 35-37 млн долларов, а «бэушную» иностранную можно взять за 15 млн.

 

Шавкат Умаров

- За рубежом за полмесяца выпускается столько самолётов, сколько в России за год, - констатирует Шавкат Умаров, руководитель Госавианадзора РТ. - Потому что там продолжали работать, когда у нас авиацию «забросили». В 90-е годы, когда всё вокруг рушилось, отрасль ещё держалась, потому что была хорошая база. Спустя 15-20 лет попробуй догони «Боинги» и «Эйрбасы»! Нужны колоссальные вложения. И профессионалы, которые будут гореть на работе. У нас должности получают люди, далёкие от авиации. Как они чего-то добьются, если ничего не понимают в отрасли?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах