В России сегодня не просто пропагандируют перевод транспорта на газомоторное топливо - на это в ближайшие четыре года готовы потратить 769 млрд рублей. Такие средства заложены в пятилетней программе минтранспорта РФ по расширению использования газа в автопроме, на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте.
Однако автомобилисты массово переходить на газ не спешат. К примеру, Татарстан, ставший пилотным регионом по госсубсидированию перевода автотранспорта на природный газ, недотянул до заявленных планов. За 2016 год на природный газ перешли порядка тысячи автомобилей вместо запланированных полутора тысяч.
В чём выгода?
Самый главный плюс в том, что газ почти в три раза дешевле бензина и дизельного топлива. «Если цены на бензин и дизтопливо, как правило, поднимаются один раз в три месяца, то стоимость газового топлива практически остается постоянной», - говорит заместитель начальника Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов Шамиль Гумеров.
Владельцы автомобилей на газомоторном топливе хвалят газ за экономичность, за то, что при езде на нём у машины меньше поломок. Но отмечают и существенный минус – дефицит автомобильных газовых заправок на трассах. Открыть такую заправку - удовольствие недешевое. Каждая из 35 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), появившихся за последний год по всей России, стоит порядка 200 млн рублей. И пока что эта дорогая инфраструктура мало востребована. «Средняя загрузка действующих автомобильных газозаправочных станций по РФ – 26%», - констатирует владелец таких заправок Михаил Лихачёв.
Еще один плюс - меньший вред экологии. Использование природного газа вместо нефтяного топлива позволяет снизить выброс в атмосферу оксида углерода в 8 раз, окислов азота – в 2 раза, углеводородов – в 3 раза, при этом полностью исключаются выбросы сажи. Автомобили на газу соответствуют требованиям по токсичности ЕВРО - 4. Использование газообразного топлива исключает несанкционированное вмешательство в систему питания автомобиля и применение моторного топлива ненадлежащего качества.
Придется вложиться
Региональный представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин называет главным минусом газа дороговизну переоборудования машины. Он считает, что думать об установке газобаллонного оборудования (в Казани это стоит 27 – 50 тыс. рублей – Прим. авт.) на автомобиль стоит, если только его автопробег не менее 100 – 150 км в день. «Иначе оборудование будет слишком долго окупаться», - уверен Хайруллин.
«Такой автомобиль при достаточно интенсивном использовании окупается в течение одного-двух месяцев, - добавляет Михаил Лихачев. – И эти государственные субсидии распространяются на всех автопроизводителей РФ». Плюс в некоторых регионах России для работающих на метане машин есть льготы по транспортному налогу. Ведь из-за снижения негативных выбросов в окружающую среду должны платить меньше.
Таксистам выгодно
По словам Тимура Соина, сегодня в автомобилях, работающих на газе, наиболее заинтересованы таксомоторные парки. «В таксомоторном парке переоборудованный автомобиль окупается через три месяца, - говорит он. - Но с учётом того, что серийный газомоторный автомобиль субсидируется минпромторгом РФ, это происходит в первый же месяц его эксплуатации».
Есть ли опасность?
Летом этого года в Димитровграде взорвался маршрутный автобус, работавший на газомоторном топливе. Произошло это из-за неправильной установки газобаллонного оборудования.
Умельцев, которые ставят газовые баллоны на машины прямо в гараже, хватает. Поэтому к нему применяются особые требования безопасности. На заправке у автовладельца требуют удостоверение о том, что он обучен пользоваться оборудованием, подтверждение проверки баллона. В итоге люди просто разворачиваются и уезжают. Многие отказываются от газа, потому что не хотят возить с собой кучу документов, терять время на проверки.
«Это по сути пережиток, - говорит Михаил Лихачев. - Что такое удостоверение и осмотр баллона? Баллон нужно поверять один раз в три года. Это нужно потому, что большинство автомобилей были не серийными, это «переделки». Если следить за автомобилем рачительно, по-хозяйски, ничего не произойдёт: современные баллоны – весьма надёжная вещь.
Причина взрывов газовых баллонов – неправильная эксплуатация, и то, что все машины были не серийного производства – с переделками. Некоторые автовладельцы даже кислородные баллоны на машины ставили, а не те, которые требуются для заправки природным газом и способны выдержать высокое давление. Это вообще нонсенс».
Между тем, та или иная система учёта газобалонного оборудования существует во всем мире. Самой продвинутой в плане газомоторного оборудования страной считается Италия. Там начали заниматься заправкой автомобилей газом ещё в 30-е годы. Сегодня система контроля – с помощью стикеров – упрощена настолько, что обычный потребитель контроля почти не замечает.
Какой газ лучше?
Газовое топливо бывает разным – метан и пропан-бутан. Чаще всего выбирают метан.
«У пропана-бутана класс второй класс опасности, потому что он тяжелее воздуха, а метан легче, поэтому в этом году его перевели в 4-й класс опасности – он менее опасен», - считает Михаил Лихачев.
Директор НИИ энергоэффективных технологий КНИТУ-КАИ Ришат Салахов называет метан более дешевым топливом и по сравнению с бензином, дизельным топливом и по сравнению с пропан-бутаном.
«Если говорить о безопасности, то метан - газ, который легче воздуха, то есть он при утечках не скапливается и опасность взрыва отсутствует. О пропане этого не скажешь», - рассуждает эксперт.
Плюс пропана в том, что этот газ легко сжижается, баллоны достаточно легкие и позволяют перевозить достаточно много топлива. Однако по эффективности и экологическим характеристикам пропан серьезно уступает метану. «Конечно, метан сложнее хранить и перевозить, ведь сегодня существует только два способа установки на транспорт, - говорит эксперт. - Первый, когда газ находится в баллонах под высоким давлением до 250 атмосфер. В этом случае приходится жертвовать грузоподъемностью и запасом хода автомобиля, что однако для некоторых видов техники вполне приемлемо, например коммунальной. Второй способ предполагает сжижение газа (СПГ) при очень низкой температуре до -170 градусов Цельсия. Это достаточно дорогая технология, однако очень перспективная. Сейчас, с удешевлением материалов и технологий она широко распространяется по миру».
Бензиновое лобби против?
Ряд экспертов объясняют бензиновые предпочтения российских автомобилистов высокой стоимостью первоначальных вложений в газомоторные технологии, то есть чисто техническими проблемами. Однако многие из этих проблем сегодня уже решены. Но не стоит сбрасывать со счетов и бензиновое лобби. Именно влиянием владельцев НПЗ объясняют медленные темпы перехода российского автотранспорта на газ. На что они будут жить, если все поголовно перейдут на газ?