Примерное время чтения: 10 минут
4017

«Эмка» на дровах и лимузин Горбачева. Как казанец собирает раритетные авто

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Татарстан 20/09/2016
Александр Гнедин и «Эмка», которая ездит на дровах.
Александр Гнедин и «Эмка», которая ездит на дровах. / Алексей Топоров / АиФ

В производственном ангаре лежит кусок ржавого металла. Нужно хорошо приглядеться, чтобы опознать в нем корпус автомобиля. А также различные его элементы, сваленные внутри.

«Тут все замечательно, полная комплектация сохранилась, - говорит пожилой, представительного вида мужчина, при ходьбе опирающийся на трость. – Это «Эмка» (автомобиль ГАЗ М-1, выпускавшийся в СССР до 1943-го года), я нашел ее возле финской границы. Года через два будет блестеть, и бегать как новая».

С Lexus на «Эмку»

Александр Гнедин уверен, что ГАЗ М-1 после ремонта будет ездить как новый. Фото: АиФ/ Алексей Топоров

Представительный мужчина – Александр Гнедин, в прошлом предприниматель, а ныне пенсионер и один из крупных коллекционеров татарстанского авторетроклуба «ГАЗ-21». Это объединение людей, увлекающихся старинной колесной техникой, в нынешнем году отметило десятилетний юбилей, хотя фактически сформировалось еще в далеком 1984-м. Казанским любителям авто прошлых эпох удалось пронести свое увлечение сквозь годы перестройки, но вот развала страны и «лихих девяностых» оно не пережило. И в полной мере возродилось только десять лет назад, не без участия представителей татарстанской элиты, в частности, спикера республиканского парламента Фарида Мухаметшина, владеющего раритетной «Волгой» ГАЗ-21. Марка этой машины и дала название клубу. Хотя техника, которой владеют его участники самая разная, вплоть до мотоциклов начала прошлого века и даже военных бронемашин времен Великой Отечественной. Большинство членов «ГАЗ-21» владеют одной - двумя машинами. Чтобы пересчитать коллекционеров, имеющих собственный автопарк, вполне хватит пальцев на одной руке – и Гнедин один из них.

«Я из военных, когда в начале 90-х уволился из армии, у меня не было ничего кроме квартиры и велосипеда, - вспоминает Александр Васильевич. – Однако «благодаря» лихим девяностым, удалось встать на ноги. Кстати, мой заработок в то время тоже отчасти был связан с авто. Например, сын первым в Казани начал ремонтировать иномарки - тогда же не было никаких автосалонов. Еще к нам из Европы стали поступать бронированные джипы, которые использовались инкассаторами и охранными фирмами. Ездить на них нормально было трудно, поэтому мы по всей республике снимали с них броню, бронированные стекла, превращая в обычное авто. В 1993-м году у меня появился первый в Казани Lexus, и первый казанский Grand Cherokee также был у меня. А сейчас у меня вообще никакой машины нет, свой последний Lexus я продал четыре года назад, зачем он мне? Живу рядом со своим производством, если нужно будет – подвезут. Свой бизнес я полностью передал сыновьям, занимаюсь теперь исключительно ретро-автомобилями, потому что вижу в них душу. Для меня это не ново, после выхода на пенсию я какое-то время зарабатывал тем, что ставил на колеса старинные авто и продавал».

Дрова вместо бензина

Однако далеко не все автомобили в коллекции умельца – восстановленные «новоделы», есть и уникальные машины, у которых нет ни одной (или практически не одной) «чужой» детали.

«Вот это лимузин Lincoln Town Car 1988-го года выпуска, на нем в годы своей бешеной популярности ездила группа «Ласковый май», - рассказывает коллекционер. - Я нашел его на Ставрополье, у родственников Андрея Разина. Стоял на участке, полусгнивший, загаженный куриным пометом. Приобрел его, кстати, относительно дешево, всего за миллион триста рублей».

Есть в коллекции Андрея Васильевича и «Чайка», на которой ездил последний генсек КПСС и первый президент СССР Михаил Горбачев. Тоже, говорит, была не в лучшей форме, какой-то чудак снял с нее два кожаных кресла, чтобы поставить на свою «восьмерку»….

Автомобиль "Чайка", на котором ездил Горбачев. Фото: АиФ/ Алексей Топоров

Раритеты для своих коллекций казанский энтузиаст искал и находил буквально по всей стране, то в гараже ФСБ в Иркутске, то в горном кавказском Чегеме. Самый старый принадлежащий ему автомобиль был выпущен в 1936-м году. Есть экземпляры, которых по стране, да и по всему постсоветскому пространству, один-два, не более.

Например, газогенераторная «Эмка» - ГАЗ М-1. Уникальность этой машины в том, что работает она буквально… на дровах! Нет, это не шутка, всего таких автомобилей, со слов Гнедина, в СССР выпустили пять экземпляров. В России один хранится у коллекционера из Новосибирска, а другой - в Казани. Каждое 9 мая чудо-машина гордо открывает парад ретро-автомобилей, везя красное Знамя Победы. На двести километров «эмке» требуется 70 килограммов дров.

В коллекции Александра Гнедина есть и легендарная «Победа».
В коллекции Александра Гнедина есть и легендарная «Победа». Фото: АиФ/ Алексей Топоров

Всего в коллекции Александра Васильевича около 20 авто. Многие из них не менее уникальны, чем вышеупомянутая «эмка», но требуют «доводки». За количеством Гнедин не гонится, попавшие ему в руки машины тех марок, что у него уже есть, ставит на колеса и продает. Вся возрожденная им техника на ходу, и порой даже участвует в гонках.

Судьба по имени Волга

«Я мечтаю о создании музея раритетной техники, - делится сокровенным Гнедин. – Думал организовать его на территории своего производства, но оно же на Высокой Горе (поселок, расположенный в 20 км от Казани - Прим. ред), кто из казанцев специально поедет сюда? Сейчас нам, автолюбителям, для создания такого музея нужна только территория, земля, все остальное мы сделаем сами, руки у нас есть».

И только один экземпляр в коллекции Александра Васильевича не сияет на солнце, не выезжает на улицу в дни городских праздников и проводимых казанским клубом пробегов или фестивалей. Это старая «Волга», с которой в далекие девяностые у успешного бизнесмена, перемещавшегося на новеньких джипах, собственно и началось увлечение старинной автотехникой.

На фотографии автомобиль "Волга" стоит на заднем плане, на переднем "Москвич". Фото: АиФ/ Алексей Топоров

«Я увидел эту машину в Ставрополе, - вспоминает коллекционер. – И заболел ей. Автомобиль принадлежал школьному учителю, которому я за него две новых Волги предлагал, но тот ни в какую! Я начал приобретать раритетную технику, коллекционировать, но всякий раз, когда приезжал в этот город, направлялся прямиком к нему, полюбоваться на машину».

Этот автомобиль Александр Васильевич все-таки купил, но после того как учитель умер – у его родственников. Теперь тот тихо-мирно стоит в гараже рядом с остовами полусгнивших от времени автомобилей, которым казанец намерен подарить вторую жизнь. И только эта «Волга» стареет вместе с ним – повидавшим жизнь и многое прошедшим. Словно качественное вино, от года к году прибавляя в цене.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах