Что происходило за кулисами «Дакара», какой ценой далась победа, он рассказал в интервью «АиФ Регион».
Наша цель - подиум
- Легендарный Жерар де Рой перед стартом утверждал: для его команды «Ивеко» нет конкурентов. Это такая психологическая атака была?
- Видимо, соперники всё ещё находились под впечатлением прошлого года (в 2012 г. лучший результат на «Дакаре» показал А. Каргинов, он занял 4-е место, Э. Николаев из-за аварии и некоторых сложностей был дисквалифицирован – прим. авт. ). и не совсем осознавали наш потенциал. В 2012 г. мы не успели проехать и половины пути, как техника нас подвела. К тому же де Рой полагал, что мы пока не владеем навыками быстрой езды, которые проявились в этом году. Думал, что мы ещё очень молодые...
В этом году руководством команды перед нами была поставлена задача – одно место на подиуме. Но получилось так, что наша команда заняла все три призовых места. Мы старались сделать всё возможное, чтобы этой цели достичь. Вот Андрей Каргинов за 9 км до финиша последнего этапа пробил шину и добрался до своего третьего места на трёх колесах. Но де Рою не уступил!
- Эта победа 11-я по счету у «КАМАЗ-мастер» и первая у новых пилотов команды. Вы были абсолютно уверены в успехе?
- О победе можно говорить, когда ты её уже завоевал. Мы же не ухватились с первого дня за первое место и до последнего дня его не везли. Конечно, не ожидали увидеть себя в первой строчке генеральной классификации. Но раз так получилось, решили использовать этот шанс на все сто: построили свою тактику так, чтобы довезти это первое место до финиша.
- Какой из моментов гонки запомнился больше всего?
- Таких моментов много. Если говорить о самом сложном – это ситуация, когда Айрат Мардеев застрял на дюне, и мы смогли ему помочь. Очень волновались: ведь мы уже везли результат, а тут могли его потерять – и его экипаж, и мой.
Досье |
|
---|---|
Эдуард НИКОЛАЕВ родился в 1984 г. в Наб. Челнах. Окончил КамПИ. Мастер спорта международного класса. Пришёл в команду «КАМАЗ-мастер» в 16 лет, был механиком, затем пилотом. В ралли-марафонах участвует с 2004 г. Не женат. |
Особенно много было переживаний в последние дни «Дакара». Три дня перед финишем для самоуспокоения особенно тщательно осматривал машину. После дня отдыха мы стали в таблице первыми, нужно было довести до конца результат, не потерять лидерство, и самим не сломаться, и технику не сломать.
- Ваш спортивный «КАМАЗ» действительно стоит 620 тыс. евро?
- Точная стоимость моего гоночного автомобиля мне неизвестна. Но он, конечно же, отличается от серийных машин - точно так же, как спортсмен отличается от обычного человека. Этой машине приходится прыгать с дюн, преодолевать различные преграды. Её специально готовят для трудных, сложных условий. Точно так же очень серьёзно отличаются от серийных машин гоночные автомобили наших конкурентов.
- Как складываются отношения с противниками? Вы заклятые друзья или партнёры?
- Во время гонки, конечно, все мы - соперники, конкуренты, а на бивуаке очень дружны и вежливы. Так, например, Жерар де Рой мог подойти к нам пообщаться перед стартом или на бивуаке, обсудить какие-то вопросы, в основном технического плана. В этом году его очень интересовали наши автомобили: как они изменились по сравнению с прошлым годом, какие узлы, агрегаты в них поменялись. Мы не делаем тайны из этой информации и в свою очередь тоже задаём конкурентам подобные вопросы.
С прошлого «Дакара» в наших машинах глобально ничего не поменялось. Поскольку в прошлом году на двух машинах вышли из строя двигатели, мы постарались сделать их максимально надёжными. Заменили детали на более крепкие, поменяли поставщиков. Совместно с Тутаевским моторным заводом подготовили двигатель, который надежно проехал всю гонку и не подвел нас.
Все остальные узлы, агрегаты остались прежними.
Включи голову
- В команде есть свои ритуалы?
- Это Елена Исинбаева укрывается с головой одеялом, чтобы максимально сконцентрироваться. У нас ничего подобного нет. Мы свои «КАМАЗы» перед стартом ничем не накрывали (Смеётся).
Все две недели гонки каждый вечер советовались с нашими учителями. – Семёном Семёновичем Якубовым и Владимиром Чагиным. Цель одна, а варианты ее достижения могут меняться через каждые 20 метров. Мы не знаем, что творится на трассе, что нас ждёт за ближайшим поворотом, как будут разворачиваться события. Нужно включать голову, даже если у тебя есть дар быстро ехать.
- Мастерство гонщика - это талант, везение или труд? Ральф Шумахер, как ни старался, не смог повторить успехи своего брата Михаэля. Бывает так, что человеку не дано водить машину, нет таких способностей?
- Чтобы способностей не было совсем – такого не бывает. Чтобы ездить, нужно ездить. Если хочешь стать хорошим гонщиком, нужно большое желание заниматься этим делом, и упорные тренировки.
Не подвести и опередить
- Чем ещё наполнена ваша жизнь, кроме гонок и тренировок? Как вы отдыхаете?
- С 2004 года я был в отпуске только один раз. Отдыхать буду на пенсии. Пока молодой – нужно трудиться. Чтобы немного отвлечься от одних соревнований, переключаюсь на другие - это для меня отдых. С 11 лет занимаюсь картингом и до сих пор всё свободное время посвящаю ему. У нас есть традиция – по приезду с «Дакара» в честь команды, на приз команды мы проводим в Набережных Челнах открытый турнир города по картингу.
Один-два дня отдыха бывают во время командировок. Стараемся в эти моменты посмотреть формульную трассу или спортивную технику. Поскольку мы связаны с автоспортом, нам другого не надо, интересно именно это.
В последнее время появилось ещё одно увлечение – горные лыжи. Попробовал кататься – очень понравилось.
- У вас есть мечта?
- Мечтаю выучить в совершенстве английский язык. Но главная моя мечта сбылась в этом году: я выиграл «Дакар». Теперь предстоит доказать, что наша победа не была случайностью. К этому стремятся все наши ребята, которые были на подиуме. У нас же есть Владимир Чагин, царь «Дакара», который побеждал на этих гонках семь раз! Надо его не подвести, а если получится, и опередить.
- Вас уже называют «царевичем»…
- Это не мое мнение и не мнение нашей команды. Это идет от болельщиков. И слышать такие оценки, конечно, приятно!
Смотрите также:
- «Гребём, как уроды». Артём Косов о тренере-иностранце, Олимпиаде и допинге →
- Желание побеждать. Тренер триумфатора «Тур де Франс» о подготовке к Рио →
- Велогонщик Ильнур Закарин: «Тренируюсь со сломанными рёбрами» →