Когда говорят руки. Как помочь глухим людям выйти из вакуума?

Жестовый язык очень выразительный. Этот жест означает "сердце бьётся". © / Татарстанское отделение Всероссийского общества глухих / АиФ

Отчего излишняя опека глухим детям вредит, почему они не приходят на городские праздники в Казани и как решить проблему дефицита переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков) – об этом интервью в «АиФ-Казань» с председателем Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих Венерой Гаулстон.

   
   

Живут в разных мирах

Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Венера Мунировна, сколько в РТ людей с ограничениями слуха и чем им помогает ВОГ?

Венера Гаулстон: Всероссийское общество глухих (ВОГ) – старейшее в России общественное объединение инвалидов по слуху, оно образовано ещё 25 сентября 1926 года. Цель ВОГ – защита прав и интересов граждан с нарушениями слуха, их интеграция в общество. Это  помощь в трудоустройстве, образовании, медицинских услугах, доступности объектов,  предоставление переводчиков жестового языка.

Эти вопросы могут быть масштабными, на уровне законотворческой деятельности, или касаться помощи отдельному человеку, например, где и какую получить профессиональную подготовку, чтобы потом найти работу.

Что касается статистики, в РТ свыше 4 000 граждан имеют нарушения слуха, то есть являются глухими, слабо слышат с рождения либо потеряли слух с возрастом. Из них 1650 татарстанцев, владеющих русским жестовым языком, являются членами регионального отделения ВОГ. Значительная их часть – около тысячи человек – живут в Казани. Остальные относятся к филиалам в Набережных Челнах, Зеленодольске, Нижнекамске и Альметьевске.

К сожалению, не охвачены членством в ВОГ жители других городов и сел, деревень. Открыть там свои филиалы не можем, поскольку ВОГ – общественная организация и живёт за счет небольшой субсидии из федерального бюджета и сдачи своих помещений в аренду. 

Есть  и люди, которым особенно сложно – слепоглухие. Их в РТ около 50 человек, из них 22 человека – члены нашего Общества.

   
   

– Часто случается, что в детстве людям с ОВЗ (с ДЦП,  имеющим проблемы со зрением и др.) уделяют много внимания, а когда они вырастают, оказываются предоставлены самим себе.  Наблюдается ли это в среде глухих и слабослышащих? 

– В определённой степени да. Социализация взрослого человека во многом зависит от  профессиональной реализации. Но в сегодняшних реалиях человеку, который говорит только на жестовом языке, очень трудно  трудоустроиться самостоятельно. Руководители не готовы брать на работу даже людей с достойным  профессиональным образованием. И это один из самых сложных вопросов, с которыми сталкиваются глухие и слабослышащие. Проблема в первую очередь психологическая, ведь технические вопросы решаемы – к примеру, можно общаться в мессенджерах. 

 Это отражение того, что глухие и слышащие люди  словно вращаются в разных мирах, мало соприкасаясь друг с другом.

Одна из важных задач татарстанского филиала ВОГ – помочь молодым людям пройти обучение профессии и найти работу. Но заботиться об этом нужно не в 18 лет, а намного раньше. Главное, что должны сделать родители  всерьез подумать об интеграции ребенка в общество, не держать его под стеклянным колпаком своей опеки, давать возможность стать самостоятельным.

Но, увы, нередки случаи, что родители приводят в ВОГ своих детей слишком поздно. Когда они выросли,  успели замкнуться, им сложно присоединиться даже  к ВОГ.

Но мы стремимся их адаптировать к нашему обществу и  привлекаем к нашим культурным и спортивным мероприятиям, которые периодически проводим своими силами или совместно с глухими волонтерами. Это республиканские турниры по волейболу, турслёты, молодежные форумы и семинары для волонтеров. 

Педагоги учат, не зная языка

– Приходилось слышать оценки, что уровень обучения школьной программе в школах-интернатах хромает:  выпускники  не понимают значения многих слов за пределами бытовой речи, не могут выразить сложные  эмоциональные состояния...

– Проблема, безусловно, есть: в регионах России грамотность глухих детей ухудшается, что связано с качеством преподавания. В СССР для педагогов-дефектологов  проводилось обучение для повышения квалификации, они получали знания на различных семинарах, съездах. А главное, практически все педагоги школ-интернатов, работающие с глухими детьми,  знали жестовый язык и преподавали  на нём. Их ему специально учили, и результат  был налицо. Многие их воспитанники, успешно закончив школу, поступали в институты, техникумы. Даже писали грамотнее, чем сейчас.

Сегодня же большинство учителей, преподающих глухим детям, не знают жестовый язык.

– Как же они учат? 

– Хороший вопрос. Обходятся наглядными материалами. В результате многие школьники теряют интерес к учёбе. Правда, некоторые наставники после 10 – 15 лет работы в интернате, учатся  у глухих ребят и немного осваивают жестовый язык.

Но ситуация с качеством преподавания  в РТ отличается в зависимости от учебного заведения. Например, в Нижнекамске, где учатся около 40 человек, большинство педагогов опытные и владеют жестового языком, кроме того, работает переводчик, поэтому уровень обучения хороший. 

А вот бугульминский, елабужский и казанский интернаты дают повод для беспокойства. Руководство казанской школы им. Ласточкиной, где обучается( вместе с дошкольным учреждением) 228 детей и работает 96 педагогов, предлагает выйти из положения за счёт  привлечения переводчиков. 

Министерство образования и науки РТ соглашается с тем, что в каждой коррекционной школе-интернате РТ, где обучаются дети с нарушением слуха, каждый преподаватель должен знать русский жестовый язык, но чтобы их обучить ему нет финансирования.

Один на 114 человек

– В соцсетях видела  жалобы, что  в РТ не хватает переводчиков и взрослым – сходить к врачу, к юристу. Как вообще организована эта помощь?

 – В индивидуальной программе реабилитации инвалидов по слуху предусматривается 84 часа сурдоперевода в год. Выделяется один специалист на группу, и люди между собой договариваются, в какое время они занимают его. ВОГ контролирует качество работы этих переводчиков, они  и обучаются на базе нашего регионального общества, и повышают квалификацию каждые два года. Зарплату получают за счет фонда социального страхования.

Другое дело, что  в республике всего 35 переводчиков на 4 тысячи нуждающихся, то есть один на 114 человек, и это ещё считается неплохой ситуацией по сравнению с  другими регионами. Для сравнения, в Финляндии на одного переводчика  приходится лишь 8 человек.

Но есть и хорошие новости. Нынче при поддержке Президента РТ в КФУ был открыт факультет русского жестового языка (РЖЯ), будет первый набор.

Кроме русского жестового, ребята обучатся и «обычному» английскому языку. До этого переводчиков РЖЯ на базе бакалавра  готовили всего два всего два учебных заведения  в стране – в Москве и Новосибирске.

– Хорошим подспорьем в решении проблем могла бы стать помощь благотворителей. Вам помогают?

 – Да, с некоторыми организациями мы дружим уже очень давно, например, с благотворительным фондом «Ярдэм-Помощь». Они для нас как свет в окошке. В 2021году в Казани с их помощью провели Третий Всероссийский фестиваль жестового языка, посвященный 95-летию со дня образования ВОГ,  где выступали представители 44 регионов – творческие группы, соревновавшиеся в восьми номинациях – «жестовая песня», «художественное слово», «стендап-комедия» и др.

 – В фонде «Ярдэм» проводят программы реабилитации для разных категорий людей с ОВЗ. Члены ВОГ принимают участие?

  – Раньше да,  обучались на  различных мастер-классах, учились каллиграфии, арабскому языку, общались. Но  сейчас, нет переводчика, решаем этот вопрос.

– В последние годы активно применяется кохлеарная имплантация – особый вид высокотехнологичного слухопротезирования, когда специальное устройство преобразует звуковые волны в сигналы, понятные мозгу. Как в нашем регионе она развивается?

В основном за такую имплантацию выступают слышащие родители, у которых родился ребёнок с глухотой.  Многие думают, что сделают операцию – и на этом все, ребёнок будет слышать и говорить, но в реальности нужна долгая реабилитация, ведь малыша надо учить пользоваться имплантом. Если сама операция делается за счёт государства ( насколько я знаю, все желающие могут получить такую помощь), то реабилитация и немалые затраты при использовании импланта  целиком ложатся на плечи родителей. Нередко это тоже становится неожиданностью

В РТ реабилитацией занимается практически один центр – «Говорушки» в Казани, а вот в Москве и Санкт-Петербурге накоплен положительный опыт, дети хорошо развиваются, поскольку есть есть бесплатные центры и в целом работа хорошо организована. 

– Как можно помочь людям с нарушениями слуха выйти из вакуума? 

– Казанцам не хватает участия в городских праздниках, ведь дело не должно ограничиваться только мероприятия ми нашего общества. Хорошо было бы на таких праздниках, к примеру,  организовать площадку для глухих. Нужен и сурдоперевод. Обращались в мэрию Казани, там обещали подумать, но пока результата нет. 

– Будет ли в Казани театр для глухих?

– В других городах есть успешные примеры. Например, Театр мимики и жеста в Москве, ведущий свою историю ещё с 60-х, когда он был открыт при Щукинском училище. Его постановки смотрят и глухие и слышащие: интересные темы, выразительная эмоциональная передача, котоой позавидовали бы многие театры. Ставят и для детей – моему слышащему сыну очень нравилось. А играют там глухие актеры, слова которых переводит диктор.

Скоро должна состояться премьера первого спектакля в Барнауле. Там председатель регионального отделения общества глухих нашла театр, который заинтересовался идеей совместного проекта. Слышащие актеры учат глухих актерскому мастерству, а те слышащих – жестовому языку, и на деле достигается такая нужная нам интеграция.

Что касается Казани, у нас есть инклюзивный театр, но глухим пока не получилось влиться в проект, ведь если инвалиды-колясочники общаются и самовыражаются на сцене без проблем, то людям с нарушениями слуха нужно создать особые условия. Нужно продумать все детали. Ждём энтузиастов!

ДОСЬЕ

Венера Гаулстон. Родилась в п. Камское Устье в семье учительницы и  ветеринарного врача. Закончила московский Институт экономики и предпринимательства, учится в магистратуре в Институте филологии и межкультурных коммуникаций КФУ по направлению «Филология и прикладное языкознание». Сын учится в аспирантуре «Сколтеха» (Сколково), дочь – школьница, 12 лет. Муж – Кен Гаулстон, эксперт по международному жестовому языку при ВОГ. Хобби – йога, туризм, кулинария (коронное блюдо  – губадия).

КСТАТИ

В Татарстане глухие имеют возможность получить  техническое образование: с 2011 года такая возможность предоставляется в КНИТУ-КАИ. Раньше им для этого приходилось уезжать в Москву или Новосибирск.

СПРАВКА

В члены ВОГ принимают с 18 лет. Но если дети принимают активное участие в деятельности ТРО ВОГ, то членами организации могут стать их родители до того момента, пока ребята не достигнут 18 лет.