Обычная квартира в обычном казанском доме. Ни шатров, ни гадальных карт, квартиру отличаетразве что множество амулетов, оберегов да сувениров под золото. Здесь давно живет семья артистов-цыган.
Такие разные, но все-таки вместе
Нам открывает дверь Роман Николаев, скромный и интеллигентный глава семьи. У него два высших образования в наиболее почитаемой цыганами сфере искусств: дирижер хора и режиссер. Он режиссер-постановщик в коллективе «Нова Рома», но основная работа связана с торговлей, Роман – продавец в магазине.
За столом на кухне нас уже ждут две очаровательные представительницы цыганской народа: Танита и Дана. Их окружают многочисленные ведьмочки, привезенные из разных стран хозяйке. Танита Петрова весело говорит, что это ее образ, она видит себя такой. «Раньше они еще все кричали, реагировали на звук. Но я их всех голоса лишил, пугают по ночам», - шутит Роман, муж Таниты.
Танита Петрова – дочь нейрохирурга и косметолога, заслуженная артистка республики Татарстан, в прошлом солистка оперного театра, сейчас является представительницей татарстанских цыган в Москве. «В Татарстане диаспоры нет. Я как раз должна была ее открывать. Не увидела я смысла в этом, а ответственности и хлопот много», - поясняет женщина.
В 2000 году Танита с семьей организовала первый и единственный в Казани настоящий цыганский эстрадный ансамбль «Нова Рома», сейчас Танита его художественный руководитель.
У Таниты и Романа есть сын, Данил. Он с тринадцати лет выступает в этом ансамбле, сейчас уехал в Москву, работает бортпроводником в авиакомпании НордВинд. «Недавно даже стал лицом компании!» – с гордостью замечает мать.
19-летняя красавица Дана – их приемная дочка, в ансамбле она поет с 9 лет, работает параллельно в салоне красоты.
«Плясать, петь мы умеем все с детства. Пришел, ну-ка давай спляши, спой, ну и нормально», - рассказывает Роман, как дети начали принимать участие в жизни коллектива «Нова Рома».
В гости заходит племянник Таниты – Алексей, или Лекса по-цыгански. Молодой человек работает в крупной IT-компании, а также здорово отплясывает и играет на скрипке в ансамбле.
Цыгане в Казани
Рома в Казани очень мало. Приезжают семьи, но уезжают очень быстро, здесь не приживаются.
Сами они называют себя аристократами, интеллигенцией, и с другими кастами они связи никакой не имеют: у цыган осталось некое разделение на касты по занятиям.
«Мы - артисты, мы не побираемся, не гадаем, к нам другое отношение. Внутри Казани мы почти ни с кем не общаемся, нам это не нужно, не совсем нужная для нас репутация. Когда выезжаем куда-то, общаемся исключительно с артистами», - поясняет Танита.
О тех попрошайках на улицах, с которыми у всех и ассоциируется в первую очередь слово цыган, они говорят с пренебрежением: «Люли – это не рома, это не цыгане, они даже не понимают языка. Мы с ними не общаемся».
Почему не любят цыган
«Тот же президент Франции Саркози, Шаркози – это наши цыгане», - добавляет Танита.
«Мы бы хотели изменить структуру мышления в отношении цыган. Мы обычные люди, получившие светское образование, ходящие в коротких юбках, мы не попрошайничаем на улицах, мы не гадаем и так далее. Я вижу нашу задачу в первую очередь, чтобы люди начали к нашей нации относиться более серьезно, более проникновенно, с большим уважением», - говорит она.
С грустью и сожалением Танита продолжает: «В Казани к нам относятся по-разному. С нами очень весело встречаться, петь, гулять. На сцене нас ждут и любят, без нас не проходит ни одна дорогостоящая свадьба, банкет. Но бывали такие случаи, когда что-то пропадало, и если были мы, на нас сразу падало подозрение вплоть до того, что наши костюмы проверяли. И даже когда находили потерянные вещи у себя, перед нами почти никогда не извинялись. Эта проблема существует, она неискоренима, она очень оскорбительна, но каждому объяснять не будешь».
Привыкли не афишировать
«Ни мама, ни папа никогда не выставляли свою национальность. Мама первый раз волосы подстригла, когда ей было 45 лет. У рома это считается большим отступлением. У женщины могут быть волосы и два метра, но она их не постригает», - рассказывает о своей семье цыганка.
Смотрю на Романа Николаева и не верю, что этот образованный светлоглазый мужчина тоже цыган. На мой вопрос про его чистокровность, супруги смеются.
«Если бы вы побывали в Самаре или Смоленске, где большие поселения русских рома, то увидели бы, что они все, как вы, как мой муж: голубоглазые, белокожие, светловолосые», - поясняет Танита.
«Мы были на «Лойко» недавно. В зале я видела такую растерянность, когда зрители увидели этот коллектив суперпрофессионалов, которые играли с Лучано Паваротти, Пинк Флойд, Роллинг Стоунс. Вышло трое мужчин с Московской консерватории: два скрипача и гитарист, один блондин. Люди потом подходили ко мне, спрашивали, есть ли там цыгане. Люди привыкли видеть нас в юбках, бородатыми, в шляпах, в жилете, кожаных брюках», - добавляет женщина.
Про романипэ и цыганский дух
«Танцуем мы все. Когда идет праздник, у нас нет такого, чтобы какой-то цыган не танцевал, он просто обязан», - продолжает рассказ Роман.
«Но основное нас связующее – это язык. Он, конечно, тоже претерпел отклонения, - начинает Танита. - «Очень много групп, но основа все равно санскрит, мы половину Индийских фильмов понимаем», - вклинивается Роман. - «Диалектов сотни, но приветствие: «Тавэс бахталы» понимают все», - подытоживает Танита.
О простом цыганском счастье
Роман тоже не выдерживает в какой-то момент и рассказывает о нелегкой судьбе своего народа: «Вы едете куда-то постоянно, какая у вас радость в жизни может быть? У вас перед глазами всегда лошадь и дорога. Вот ты пришел, сел, надо себя как-то порадовать. У нас с собой ни церкви нет, ничего нет, мы только петь и плясать можем. Прадед говорил: идешь-идешь, у тебя ни книг нету: неграмотные все, у тебя есть только вера, у тебя есть Бог и у тебя есть песня. Чему ты можешь еще порадоваться? Тебя везде гонят, никто не любит и все боятся».
Религия – это отдельная история, она играет большую роль в их жизни. Цыгане принимают ту конфессию, которая распространена в ареале их обитания.
Вся семья Таниты христиане, кроме Даны, она мусульманка. Главные праздники для них религиозные: Пасха и Рождество, они семьями ходят в церковь, на службу. Роман даже держит пост, а в доме очень много икон и церковных свечей.
«Нова Рома»
«Больше цыганских коллективов в Казани нет, остальные – это просто ряженые. Это для нас оскорбительно. У обывателя существует такое мнение, что если надеть длинную юбку, с красным безумным бантом, сказать «нанэ нанэ» и все: я – цыганка. Только цыган изображают!», - возмущается многочисленным цыганским ансамблям в городе Танита.
«Да, я тоже не видел, чтобы мордву изображали. Цыгане интересны, конечно, флер какой-то», - добавляет Роман.
«Наш коллектив в Казани востребован. Приглашают, кто может осилить финансово, потому что это не дешевое удовольствие. Больше приглашают люди, кому за сорок, старой формации, кто помнит фильмы «Табор уходит в небо», «Цыган», - рассказывает Танита.
«Если чисто мужская посиделка, собираются для души, то там мы тоже можем выступить», - добавляет Лекса.
«Программа у нас богатая, обширная, на часа два. Есть у нас базовый блок на 30 минут, тут мы поем те песни, которые хотят от нас услышать: «Цыганская величальная», «Мохнатый шмель», «Очи черные», «Дорогой длинною». А также на цыганском языке, которые известны по фильмам», - говорят они о своих выступлениях.
«У нас есть свой дизайнер-модельер Наиля. Мы вместе с ней разрабатываем костюмы для выступлений, материалы везем со всего мира. Первый выход у нас в традиционных костюмах: широкие юбки-солнце с оборкой не менее 20 см, платки, закрытая кофта с рукавами-воланами, закрытые плечи, декольте может быть, потому что цыганский костюм подразумевал кормление детей, но грудь должна быть закрыта множеством золота. Дальше у нас идет обязательно эстрадный выход, там уже мы переодеваемся, у нас появилась новая тенденция в костюмах: надеваем корсеты с этими же широкими юбками. Раньше замужняя женщина обязательно делала гладкий пучок, закрывала голову платком, сейчас мы на сцене уже все простоволосые. На сцене мы такие, какими нас хотят видеть», - рассказывает Танита об образах на выступлениях.
Всего в «Нова Рома» девять человек, есть и профессиональные танцовщицы, приглашенные татарки, все остальные цыгане. Коллектив выступает как в Татарстане, так и за его пределами.
Стереотипы и действительность
1. Цыгане живут в таборе
«Мы давно уже поселились в Казани. Ортодоксов (ортодоксальные цыгане) можно увидеть в Самаре, под Тулой. Там целые цыганские поселки. Но самого понятия «табор» сейчас уже нет, просто поселение», - поясняет Лекса.
2. Все цыгане имеют преступные наклонности
«Ужасный стереотип. Я думаю, что это идет от того, что среди цыган 98 процентов население не грамотно. Если мальчик закончил 8 классов, это уже очень хорошо. Те дома, которые живут традициями, ортодоксальные цыгане, которые не хотят ассимилироваться, они также отдают в 13 лет девочек замуж, и не хотят, чтобы они учились. Это наша беда. К сожалению, большой процент цыганского населения в тюрьмах по глупости, по необразованности», - поясняет Танита.
3. Цыгане живут кланами, общинами
«Когда нет образования, традиции помогают выживать. Когда нет приспособленности к жизни в социуме, тебе поможет только твоя семья и только твой народ. Жизнь в твоем социуме помогает выживать. Как только ты начинаешь немного подниматься, начинает кругозор расширяться, появляются возможности, любой человек уходит немного в сторону. Представьте себе: пришли люди из Индии, ни языка не знают, ни традиции, ничего. Что им остается? Жить своей толпой. Даже если ты остался, ты смуглый, отличаешься в корне», - рассказывает Роман.
4. Цыганами управляет барон
«Есть уважаемый человек, который решает вопросы, когда люди сами между собой не могут договориться. И это обязательно мужчина, мужчина будет решать все вопросы, с женщиной никто не будет разговаривать. Но баронов у нас нет», - рассказывает Танита.
Смотрите также:
- Линии жизни. Фотограф Юрий Филимонов о том, кому в России жить хорошо →
- Художница Татьяна Лярсон о дружбе, притчах, городе мира и лесоповале →
- Художница Евгения Шапиро нарисовала потерянную Казань →