Как преступники-рецидивисты становятся таксистами

Каким образом опасный рецидивист, уже отсидевший ранее три срока за изнасилование, устроился на работу в такси?

   
   

Чей вопрос?

По данным следствия, 45-летний таксист-насильник действовал по одной и той же схеме: поджидал у ночных клубов девушек, предлагал подвезти их до дома. А потом увозил их в безлюдные места и насиловал. Как правило, девушки спокойно садились в машину к преступнику. Ведь на его автомобиле были опознавательные знаки такси, и это давало клиентам возможность чувствовать себя в полной безопасности…

Шесть лет колонии получил таксист-насильник>>

Именно ради этой благой цели - обеспечения безопасности пассажиров - республика вслед за федеральным центром приняла новый закон о такси. Он вступил в силу 1 января 2013 года. 

«Смысл в том, что таксист должен нести ответственность за своих пассажиров, - комментировал документ Марат Галеев, председатель комитета Госсовета РТ. - А безопасность никогда не бывает бесплатной и только сладкой». 

Что вышло на деле? По новому закону получить разрешение на перевозку людей и багажа может любой водитель, имеющий необходимый стаж вождения и автомобиль белого или желтого цвета в собственности либо в аренде. Эти цвета выбраны для такси во многих странах, согласно опросам, они являются наименее аварийными. Так что насильник, разъез­жав­ший по Казани на белой иномарке, устроился на работу в такси без проблем, на вполне законных основаниях. Что касается судимости: если человек уже отбыл наказание, ему нельзя запретить работать в такси, объяснили в отделе пропаганды БДД ГИБДД по РТ.

   
   

Зато наш вопрос «Кто отвечает за порядок на рынке таксомоторных перевозок?» ставит силовиков и чиновников в тупик. 

«Мы не контролируем таксомоторные перевозки, - заявил Борис Смирнов, руководитель управления Ространснадзора по РТ. - Этим занимается ГИБДД и минтранс РТ. Первое ведомство - в части нарушения правил перевозок, а второе - в части выдачи разрешений».

«Не наш вопрос, - открестились и в городской ГИБДД. - Мы можем остановить такси, если только оно нарушило ПДД. Разрешения на перевозку багажа и пассажиров легковым такси выдаёт минтранс РТ». 

 

Сколько стоит разрешение?
Республика Татарстан - 2600 руб. 

Республика Мордовия - 2600 руб.

Республика Марий Эл - 1000 руб.

Кировская область - 1000 руб.

Нижегородская область - 1000 руб. 

Республика Удмуртия - 1000 руб.

Республика Чувашия - 800 руб.

Ульяновская область - бесплатно

По данным zakontaxi.ru

 

По данным на 2 августа 2013 года, в республике выдано 9921 такое разрешение юрлицам и индивидуальным предпринимателям. Судя по сообщениям в СМИ, осматривая машины перевозчиков, сотрудники министерства интересуются в основном тем, есть ли опознавательный фонарь на крыше легкового такси, «шашечки» на боковой поверхности и информация о перевозчике - на передней панели салона. Кадровый вопрос, медицинское освидетельствование водителей - уже не их забота. «Всё это на совести самой таксомоторной компании, - сообщили в минтрансе РТ. - Точно так же, как и за состояние водителя автобуса и самого автобуса отвечает ПАТП. Наличие соответствующей базы или договоров на техническое обслуживание и осуществление предрейсового технического контроля мы осуществляем в ходе проведения плановых или внеплановых проверок. Внеплановых - только по поступающим к нам жалобам. Проверяем только тех, кто получил разрешения, их реестр есть у нас на сайте mindortrans.tatarstan.ru. А тех, кто просто прикрепил фонарь на машину и ездит, мы не имеем права проверять». 

 

 

Замкнутый круг

Отличить настоящие такси, работающие по лицензии, от тех, кто лишь хочет ими казаться, а на деле такими не является, непросто. По данным минтранса РТ, в Казани всего четыре (!) профессиональные таксомоторные компании, располагающие собственным автопарком: «Таксопарк № 1», «Белый барс», «FM-taxi», «Премьер». Остальные службы такси являются call-центрами по сбору и передаче заказов частным водителям. Так, например, фирма, знакомая всем казанцам по рекламе: «Ну что тебе стоит, ну мне только до центра!», на поверку оказалась зарегистрированным в Сверд­ловской области контакт-центром некоего ООО. «Юридическая подоплёка нашей компании такова, что лицензия на таксомоторные перевозки нам не нужна, - признали сотрудники этой фирмы. - Мы передаём заявки перевозчикам, которые имеют лицензии на таксомоторные перевозки в РТ. Каким именно? Это коммерческая тайна, которую можно раскрыть только по решению суда или по решению полиции». Хотелось бы верить, что фирма работает только с проверенными партнёрами, но…

«Диспетчерские службы передают на исполнение заявки частным перевозчикам, зачастую не проверяя и не требуя от последних соблюдение обязательных требований закона, - констатируют в минтрансе РТ. - Параметры набора персонала в службы такси формируют сами предприятия-перевозчики либо диспетчерские службы». Иными словами, за добропорядочность водителей они не отвечают. Вот и получается, что ездят по городу-миллионнику непонятно чьи такси с непонятно какими водителями. 

Похоже, власти всё же в курсе проблемы. Неслучайно же во время Универсиады резко сократилось количество машин, которые можно было вызвать через call-центры. Потому что убрали автомобильные «корыта» и всех ненадёжных водителей, признавались сами таксисты. Выходит, сейчас они появились вновь, а мы, садясь в лже-такси, не подозреваем о том, что может нас там ждать…  

Мнение власти

 

Рифкат Минниханов

 

 

Рифкат Минниханов, главный госавтоинс­пектор РТ:

- Безопасность пассажиров такси с точки зрения соблюдения правил перевозок гарантирует водитель и сам пассажир. Если в данном транспорт­ном средстве не решены вопросы безопасности, то мы не рекомендуем туда садиться. Это в первую очередь касается детей, когда их перевозят без спецкресел. Если у человека есть законно полученное водительское удостоверение, то он имеет право ездить, независимо от наличия или отсутствия судимости. Безопасность пассажира, который, вызывая такси, надеется, что с ним ничего не случится, должен контролировать работодатель таксиста. Надёжность каждого водителя проверяют в процессе лицензирования.

Что касается call-центров по заказу такси, то надо ездить на лицензионном такси, которые указаны на сайте минтранса РТ. Рекламу нелицензированных служб заказов такси никто не контролирует. И 25-30% перевозок совершают неофициальные таксисты. Это наша неофициальная статистика. Если ты садишься в лицензионное такси, то гарантия безопасности, я считаю, намного выше, чем в нелегальном.

Закон не работает

 

Ильгиз Сиразиев

 

 

Ильгиз Сиразиев, представитель од­ной из таксомоторных компаний Казани:

- Новый закон о такси повышает безопасность таксомоторных перевозок. Проблема в том, что он пока не выполняется. Например, сейчас по городу ездит много автомобилей без соответствующей цветографической схемы и без лицензий. Нелегалов много, а рычагов воздействия на них ещё нет.

Для простого потребителя важен конечный продукт. Заказывая такси, он выбирает то, которое удобнее, дешевле, быстрее. Хочет быть уверенным в том, что машина может прибыть к нему по вызову в любой момент. Естественно, что сегодня не все таксомоторные организации, будь то таксопарки или просто call-центры, могут отвечать этим требованиям. Поэтому клиенты не задумываются, есть ли у такси лицензия, какого цвета машина.

На мой взгляд, для обеспечения безопасности клиента таксомоторная компания должна иметь не только call-центр, но и свой собственный таксопарк, как правило, не менее 50-60 машин. Тогда владелец компании-перевозчика в любом случае будет отвечать за безопасность пассажиров, которых обслуживает его фирма. И если пассажиры пожалуются на официально зарегистрированного перевозчика в соответствующие инстанции - минтранс республики или ГИБДД, в отношении нарушителей там смогут принимать меры.

Чтобы пассажиры такси чувствовали себя в безопас­ности, на мой взгляд, нужно усилить госрегулирование этого рынка, как это было в советские времена. Ведь сегодня вопросы безопасности движения контролируются государством - ГИБДД, Гос­авто­дорнадзором и т. п.

Смотрите также: