В Казани возбудили дело за высказывания против татарского языка в интернете

Возможно, правоохранительные органы и не узнали бы никогда об этом (мало ли чего пишется на форумах!), если б не бдительное око министра науки и образования РТ Альберта Гильмутдинова. Он обратился с заявлением к прокурору РТ Кафилю Амирову и стал одним из инициаторов привлечения П. Хотулёва к уголовной ответ­с­т­­венности.

   
   

Нехорошие цитаты

10 лет Павел Васильевич обивает пороги различных инс­танций: он считает неправильным то, сколько часов на изучение русского языка отведено в школах РТ. «Я начал заниматься этим, когда старший сын пошёл во второй класс, сейчас он уже студент 3-го курса КФУ, но ничего не изменилось», - говорит он.

Видимо, спустя годы чаша терпения 52-летнего казанца переполнилась, и он перестал стесняться выражений, фразы, оставленные Хотулёвым на форуме «Русский язык в школах Татарстана» в одной из соцсетей, стали поводом для судебного разбирательства по статье 282 (ч.1) («возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка... совершённые публично или с использованием СМИ»).

Отобранные следователями цитаты Хотулёва прошли четыре лингвистические и комиссионно-психологические экспертизы в нескольких татарстанских вузах. «Хотя мы изначально настаивали на том, чтобы тексты анализировали за пределами республики», - говорит адвокат Хотулёва Александр Шишляев.

 

В тему
В Башкортостане в школах башкирский язык отменён как обязательный предмет.

Наши соседи перешли на иные образовательные стандарты, согласно которым количество часов на изучение национального языка в каждой конкретной школе может варьироваться. То есть, например, по желанию учебного заведения башкирский язык может изучаться как по одному часу, скажем, в 5 или 6 классах, так и по несколько часов со 2 по 11 классы. В зависимости от того, к какому решению придут участники образовательного процесса: педагоги, родители и дети.

Один за всех

   
   

По словам А. Шишляева, подобные уголовные дела – штучные. Хотя в Интернете можно найти массу примеров, когда обсуждение вопросов, связанных с преподаванием русского и татарского языка в школах, неминуемо «съезжает» к межнациональным разборкам с взаимными наездами.

- Если сравнить накал эмоций в высказываниях Павла Хотулёва, которые тоже довольно резки, с другими аналогичными публикациями в Интернете, то его слова - это детский лепет, - говорит Михаил ЩЕГЛОВ, руководитель Казанского отделения общества русской культуры в РТ. - И логично, что если и отвечать за свои слова, так всем.

Но происходит ли так на самом деле?

- Журналистка государственного канала в присутствии массы свидетелей называет русское население оккупантами и не только не отвечает за слова, но и получает повышение. Фаузия Байрамова, в 2009 г. полу­чив­шая условный срок за разжигание ненависти по национальному признаку, продолжает выступать на знаковых мероприятиях. Надзорные органы не видят явных ситуаций, связанных с религиозной ненавистью. В соцсетях есть многочисленные группы, где процветают русофобия и ненависть к православию, - удивляется Раис СУЛЕЙМАНОВ, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.

Пользователь Интернета

М. Королёв направил заявление в прокуратуру России, Следственный комитет РФ и МВД РФ с просьбой признать экстремистской статью «Казанские члены ОРК решили отметить день рождения Гитлера антитатарской акцией» на сайте «Татар Уян» (которая, кстати, уже недоступна для просмотра в Интернете). Отметил, что в комментариях к ней так же есть оскорбительные для русских людей фразы.

Однако заявление М. Королёва, как он сам пишет, не вылилось в возбуждение аналогичного уголовного дела.

- Что позволено одним, то должно быть позволено и другим, – согласен доктор политических наук, профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КГТУ (КХТИ) Сергей СЕРГЕЕВ. – Хотя, на мой взгляд, в высказываниях Хотулёва слышится оскорбление именно представителей власти, а это не подпадает под ст. 282. Но вопрос поставлен правильно: политика двойных стандартов налицо. Если вина Хотулёва будет доказана, это значит, что активисты общества русской культуры будут подавать в суд на видных татарских националистов за аналогичные высказывания. За делом Хотулёва, видимо, наблюдают русские националисты из других регионов. Если его всё-таки осудят, то они будут говорить: «В Татарстане судят русских», а это, я уверен, вредит имиджу республики.

Судебный процесс продолжится 25 сентября. «АиФ Казань» будет следить за развитием событий.

Смотрите также: