«Не хотят изучать татарский – зачем заставлять?»
Речь шла о том, как реализуется в республике Концепция государственной и национальной политики РТ, каким образом влияют на этот процесс общественные организации, органы государственной и муниципальной власти. По словам директора института экономики и социальных технологий (КГЭУ) Наиля Мухарямова, на Татарстан сейчас смотрят как на образец, эталон того, как люди, принадлежащие к разным национальностям, живут вместе, делают общее дело, не втягиваясь в различные авантюры и конфликты. Большой интерес вызывают и вопросы образования. Но разве правильно относить их к межнациональным отношениям?
- Вот некоторые родители не хотят, чтобы их детям преподавали татарский язык в качестве обязательного в средней школе, - говорит Мухарямов. – Но они же не обращаются со своими претензиями к татарам. Они обращаются к госорганам. При чем здесь межнациональные отношения? Этот термин может создавать ложное впечатление, что проблемы того или иного народа имеют происхождением позицию другого народа. А на самом деле речь идет о взаимоотношении между определенными кругами активистов и госструктурами.
Директор института экономики и социальных технологий с грустью констатировал: заканчивая школу, многие выпускники свободно говорят на английском языке и не говорят на татарском. Здесь встает вопрос мотивации: будет ли знание того или иного языка способствовать трудоустройству или не будет.
- Ну не хотят люди, чтобы их дети изучали татарский язык – зачем же мы будем заставлять? С каким эффектом? - задавался вопросами Мухарямов.
Когда появятся престижные татарские школы?
По мнению Наиля Мухарямова, повышать престиж национальной культуры надо совсем другим путем – создавая, например, суперпрестижные татарские школы.
- И тогда произойдет то же, что произошло с еврейской школой, - прогнозирует эксперт. - Ведь учиться туда сейчас с удовольствием идут и русские, и татары, потому что знают, что в этой школе дадут хорошее образование.
Оказывается, место для татарского образовательного суперцентра в Казани депутаты Госсовета республики и Казанской городской Думы уже подобрали. Его предлагают открыть на базе татарской гимназии имени Марджани.
- Но проблема в том, что сегодня для создания таких центров нет законодательной базы, - посетовала вице-мэр Казани Людмила Андреева. - Хотя в Москве и других регионах они успешно действуют, мы застряли на решении этого вопроса. Распоряжение кабмина РТ по разработке положения об этом центре, к сожалению, до сих пор не исполнено.
Оптимизировать программы, но не школы
Затронули на заседании и такие острые проблемы, как качество преподавания татарского языка и оптимизация школ.
- Сложные программы по татарскому языку и татарской литературе переработаны и упрощены как для русскоязычных детей, так и для тех, чей родной язык – татарский, - рассказал заместитель министра образования и науки РТ Данил Мустафин. - Суть изменений в том, что для русскоязычных детей татарский должен стать языком общения, для татар - не должно быть сложных синтаксических конструкций, которые не обязательны для изучения в школе.
Заместитель министра прокомментировал и волнующие всех известия о закрытия национальных школ.
– Такой тенденции у нас нет! – заявил он. – Дело в том, что сегодня, к сожалению, очень серьезное влияние на состояние школ оказывает демографическая ситуация. В итоге иногда под закрытием школы понимают то, что она поменяла свой статус, например, была средней, стала основной.
Однако председателя Чувашской национально- культурной автономии РТ, главы комиссии Общественной палаты РТ по вопросам культуры, образования и науки, этноконфессиональных отношений Константина Яковлева эта информация не успокоила.
Каждому району - школьный экспертный совет
- Мы получаем много тревожных сигналов с мест об оптимизации школ, - сообщил Яковлев. – Конечно, наша жизнь во многом зависит от экономики, но надо думать и о духовности. Если у деревни отобрать еще и школу, откуда возьмется духовность, воспитание? Куда, к кому людям идти?
Председатель Чувашской национально- культурной автономии РТ предложил взять состояние школ под жесткий контроль. А именно: создать во всех районах, городах республики экспертные советы, куда вошли бы специалисты в области образования, парламентарии, представители родительских комитетов. Их задача - в каждом конкретном случае проводить независимую экспертизу и решать, нужна эта школа району или нет.
Смотрите также:
- Участники митинга в защиту русского языка намерены бойкотировать Универсиаду →
- Михаил Щеглов о дружбе народов, Русском доме и варягах-оккупантах →
- «Изучать язык нужно по любви, а не насильно!» →