Спорные моменты
Ещё в апреле президент РФ В. Путин поручил правительству к декабрю разработать единую концепцию курса отечественной истории и избавить учебники от двояких толкований. Проект в сентябре выложили в Интернете на общественное обсуждение. Среди разработчиков новой концепции и татарстанские учёные, у которых свой взгляд на то, как должна преподаваться история.
«Наша задача - поставить историю на рельсы объективности, - говорит Рафаиль Хакимов, член рабочей группы, директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. - Учебник будет корректироваться с учётом новых научных знаний, а не согласно идеологии».
К числу спорных моментов в РТ отнесли татаро-монгольское иго, которое назовут «системой зависимости русских князей от ордынских ханов».
- Это понятие (иго) обросло стереотипами, не очень понятно, о чём идет речь, - комментирует Хакимов. - Кто-то унижал кого-то, подразумевается, татары унижали русских. Татары в России страдают от этого, возникают конфликты. Поэтому понятия «протекторат», «зависимость от Золотой орды» более точны, а далее учитель раскрывает, в чём проявлялась зависимость. Ведь некоторые княжества охотно
«Откуда есть пошла русская земля»?
Не устроило татарстанских учёных и понятие «национальные окраины», которое звучит в уничижительном смысле. Также в новом учебнике будет отведено место исламу, учёные из РТ напоминают, что при Екатерине II был издан указ о веротерпимости, благодаря чему императрицу татары «вспоминают добрым словом».
Впрочем, по мнению Хакимова, есть один существенный момент, который до сих пор не решён. Преподавать историю «по старинке», начиная с Киева и Новгорода, или рассказать о других государствах, которые также в это время существовали на территории современной России? «История Волжской Булгарии, по силе не уступавшей Руси, более древняя, - напоминает Хакимов. - А Хазарский каганат? Ведь непонятно, с кем Вещий Олег воевал. Или возьмём историю Урала и Сибири. Раньше она начиналась с походов Ермака, а учёные доказывают обратное. Много таких вопросов, поэтому национальную историю нужно вплетать в общую историю. Иначе опять в регионах будут писать свою».
В итоге замечаний у татарстанских разработчиков оказалось на 10 страниц, какие из них учтут - узнаем уже из нового учебника. В любом случае история России столь богата, что вряд ли в одном пособии возможно отразить её во всей полноте. Очевидно, что подробнее о собственной истории расскажут на уроках регионоведения. Но вот какими должны быть эти учебники, пока не решено. Есть несколько вариантов: написать единую историю регионов или сделать учебник истории и культуры народов России. Впрочем, даже если появится такой учебник, в Татарстане по-прежнему смогут пользоваться учебными пособиями, одобренными минобрнауки РТ.
Читайте также: Какая сейчас зарплата у учителя? >>>>
Мнение
Алексей Литвин, профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ:
- Подход к истории России как к истории не только Киевской Руси, но и других государств, существовавших на территории страны, оправдан. Например, мой коллега и друг Шамиль Мухамедьяров насчитал 16 ханств, и, я думаю, он был недалёк от истины. Новую концепцию я не читал и более того, я бы не взялся писать такой учебник. Когда во главе этого процесса стоит политик, председатель Госдумы, в таком случае учебник будет политическим. Как говорил историк М. Покровский: «История есть политика, опрокинутая в прошлое».
Читайте также : Попасть в топ-25, или Обычный день одной из лучших школ России>>>>