Он не мечтал быть учителем в детстве, а попал в профессию совершенно случайно: во время учебы на механико-математическом факультете КФУ устроился на работу в Лицей имени Н.И. Лобачевского. С тех пор педагогом и остался.
Сегодня он заместитель директора по учебной работе и учитель математики в лицее №110 города Казани.
«Мне нравится работать с детьми, - говорит высокий парень крепкого телосложения с приятной улыбкой. – Я хочу развиваться в сфере образования. В этой области сегодня нужны перемены и инновации».
Тимербулат говорит: «Существуют стереотипы, что учителя не могут прилично зарабатывать. Могут!».
Интересно, что за первое полугодие 2013 года средняя заработная плата учителя составила более 31 тысячи рублей – это официальные данные Министерсттва образования РТ.
«В любой отрасли можно прилично зарабатывать, - восклицает Тимербулат. – Учитель может преподавать на курсах, участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, получать гранты. Все зависит только от амбиций самого человека».
Чем педагог мужчина отличается от педагога женщины
- Мужчины строже, - уверен Тимербулат Самерханов.
Свой второй урок посвященный теме сравнению чисел, преподаватель начинает с проверки домашней работы. Шаг за шагом ученики разбирают задания, отвечая на вопросы своего наставника. Никакого списывания, передачи шпаргалок и разговоров в классе не наблюдается: Тимербулат любит дисциплину.
«Дисциплина, по-моему, важная составляющая всего процесса обучения. Часто даже взрослый человек не способен себя самоорганизвать. Что же говорить о детях, - признается он. – Не менее важно заинтересовать ребенка своим предметом».
Современный учитель должен быть брендом, считает Тимербулат. И таковым его делают не только знания и профессионализм, но и многогранная личность.
«Например, можно быть успешным не только в профессии, но и в спорте и в других областях. Для многих моих учеников это важнее, чем знание математики. Придя на урок к разносторонему человеку, учащиеся слушают его уже по-другому, с интересом», - подчеркивает педагог. – Сегодня нельзя зацикливаться на чем-то одном».
Тимербулат выступает на сцене, учится играть на гитаре, профессионально занимается минифутболом и бадминтоном, а также находит время для многих увлекательных занятий. Он также победитель регионального тура молодежных киностудий «Кинометр», увлекается . Тимербулат аспирант КФУ и сейчас готовится к защите диссертации.
Все учителя разносторонние личности, у них есть интересные хобби, о которых дети не знают. По мнению Тимербулата, именно они могут привлечь и заинтересовать учеников. Педагог может «рассказать» о себе, размещая фото и видео своих увлечений, путешествий, технических изобретений в социальных сетях. Ученик видит, что его педагог успешен и интересен как человек, у него появляется мотивация для общения с этим учителем, он начинает его уважать.
«Математика – один из моих любимых предметов, - рассказывает ученик 7В класса Ринат Миннебаев. – Учитель хорошо объясняет тему, часто шутит, уроки проходят весело и продуктивно».Тем временем класс приступает к решению задач. Педагог общается с детьми непринужденно. И добавляет: «Учителю нужно знать о вкусах и интересах нового поколения. Если они смотрят «Доктор Хаус» или другие сериалы, то я, по крайней мере, должен знать, о чем этот фильм. На уроках я могу сделать замечание, сравнив ситуацию в классе с фильмом. Могу применить словечки, которыми пользуются дети».
«А мне нравится, что он всегда позитивный», - добавляет еще один любитель математики.
Тимербулат объясняет материал, используя примеры из жизни: предлагает посчитать задачи в деньгах или в килограммах продуктов.
В одном из упражнений школьникам нужно написать числа в порядке возрастания.
- Все выйдете к доске и станьте в ряд по росту, - просит учитель.
Дети быстро выполняют требование.
- Вот так же от меньшего к большему нужно написать и числа. Поняли? – спрашивает он.
Ребята кивают головой и рассаживаются по партам и принимаются за решение задачи.
Тимербулат часто использует на своих занятиях элемент игры. Например, он со школьниками играет в мяч. Суть игры состоит в том, что класс без ошибок должен решить десять задач на умножение. Если кто-то ошибется, счет начинается заново.
«Раньше нам было трудно быстро считать в уме, например сколько будет если умножить 12 на 12, а сейчас ответ уже от зубов отскакивает», - улыбается одна из учениц 13-летняя Аделя Ахметгалина.
Урок заканчивается и школьники, убрав свои пеналы, тетрадки и книги в портфели, спешат на следующее занятие.
К своим 26 годам Тимербулат Самерханов имеет множество наград. Он – победитель гранта «Наш лучший учитель» в 2011 и 2012 году. В 2013 году парень занял второе место в конкурсе «Учитель года города Казани».
Сейчас главная цель молодого педагога – защита диссертации. Тимербулат не загадывает на будущее, но думает, что и в дальнейшем будет развиваться в образовательной сфере и, возможно, когда-нибудь откроет свою школу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Министр образования и науки Татарстана поздравил педагогов с Днем учителя