Доктор Леонид Миролюбов об индпошиве, политике и дядюшке Скрудже

   
   

Полтора года назад они спасли двухмесячного мальчика, которому отказались помочь и в Моск­ве, и за границей. Один из докторов – профессор Леонид Миролюбов, зав. кафедрой детской хирургии КГМУ. 

досье
Леонид Миролюбов родился в Казани в 1956 г. Окончил КГМИ. Доктор медицинских наук, лауреат Международной премии им. А. Н. Бакулева, руководитель Межрегионального центра кардиохирургии раннего детского возраста. Женат, есть три сына и внук.

«Всего» один процент

- Леонид Михайлович, сколько было самому маленькому вашему пациенту?

- Три часа от рождения. Детская кардиология на 80% состоит из врождённых пороков сердца. Считаю себя учеником  кардиохирурга Н. Медведева. В 1995 г. меня пригласил в ДРКБ Е. Карпухин, и мы начали поднимать «целину». 

- Легко ли быть первым?

- Один в поле не воин, даже будучи лидером. Хирургия - работа коллективная, стандартный набор в операционной – 11 человек, что сравнимо, скажем, с футбольной командой. Около 1% из всех живорождённых детишек наши пациенты. Трети из них нужна срочная помощь, остальным – в течение первого года жизни. По сложности оперативных вмешательств мы шли по ступенькам и теперь можем многое, если не всё. 

   
   

- С чем связано формирование «неправильного» сердца? Экология, образ жизни и питание родителей влияют?

- И в Африке, и в США, и у нас -  плюс-минус 1%. Сам удивляюсь! Возможно, природа регулирует численность народонаселения? Есть и такая версия. Сердце плода формируется раньше, чем мозг, на 5-8 неделях беременности. Из одной анатомической трубочки получается сложная система, состоящая из 14 элементов. Это как тона и полутона в музыке. В одном случае –гармоническая симфония, в другом – сумбурная какофония. Я как-то анализировал статистику детей, рождённых с патологиями сердца разными категориями матерей. Либо это возрастные мамочки, которые пришли за вторым или третьим ребёнком, либо молоденькие блудни. Почему? Загадка природы.  

Социальный «рюкзачок»

- Ваши пациенты потом абсолютно здоровы?

- Кто-то вылечен на все сто, кто-то никогда не достигнет этого уровня, поскольку полностью восстановить анатомическое строение сердца не всегда возможно, есть и промежуточные категории. Но инвалидов не более трети. Как-то Лео Бокерия привёз в Казань команду футболистов, которые в детстве перенесли операцию на сердце. Абсолютно здоровые парни!

- Имеет ли пределы гуманизм? Есть мнение, что слишком много стало инвалидов, громко заявляющих о своих правах, а это нагрузка на бюджет. 

- На социальный «рюкзачок» намекаете? Спорить трудно. Наверное, и гуманизм должен иметь разумные пределы. В роддомах выхаживают сейчас новорождённых весом  500 граммов. Ребёночек недоношенный, недоразвитый, даже не дышит иногда самостоятельно. С точки зрения медицины - полиорганный инвалид. Однако Россия должна следовать международным нормам и правилам. Но разве только в медицине мы слепо им подчиняемся? Юморист Задорнов смеётся над тупыми американцами. А ведь они выросли на ЕГЭ, который не интеллект формирует, а предлагает игру «Угадай-ка». Отечественное образование учило мыслить! 

- Зачем тогда в КГМУ сократили учебные часы по фундаментальным дисциплинам? 

- Не знаю, откуда это идёт, комментировать не буду. Только на экзаменах меня нечасто радуют знаниями будущие коллеги. А в прессе такой сейчас накат на медиков! 

- Пресса виновата?

- Здравоохранение назвали «медицинским обслуживанием». Когда медика приравняли к обслуге, престиж профессии упал. Из 100 выпускников медвуза продолжают интересоваться специальностью, следить за новациями, участвовать в конференциях примерно 15-20%. Остальные просто ходят на службу, применяя наработанные шаблоны. А то, что около 30% выпускников уходят из профессии, - результат госполитики. В хирургию, например, сейчас вообще никто не идёт, а раньше была огромная конкуренция, хотя мы получали 110 рублей, тогда как средняя зарплата была 180.  Когда-то в стране были ателье индпошива и фабрика «Большевичка», где по одним лекалам шили для всех, а бракованной продукции было немерено! Оказалось, что без индивидуального пошива нельзя, появились бутики от кутюрье. А врачам предписаны медико-экономические стандарты. Регламентировано всё: медикаменты, койкодни и т.д. В рамках стандарта и будет стандарт, как на «Большевичке». Лично я – за индивидуальное отношение к каждому больному. 

- Платная медицина предоставляет такие возможности?

- Превращать медпомощь в бизнес, как минимум, пошло. Идеологическая диверсия, когда в подмену прежних понятий и устоев подсунули доллар, привела к тому, что он и торчит сейчас у каждого в глазу, как у дядюшки Скруджа из мультика.     

- Государство больно равнодушием, родители для лечения детей собирают с миру по нитке. Вас не коробит?

- Есть родители, которые даже на болезни ребёнка хотят сделать бизнес. С невероятной настойчивостью выбивают инвалидность, чтобы получать льготы, субсидии, пишут жалобы. Есть и другие, которые отказываются от положенной по закону инвалидности ребёнка, говорят: он у нас здоровый, нормальный.

Как-то в метро женщина с ребёнком на плохом русском языке просила милостыню для операции на сердце малыша. Дал свою визитку: приходите, бесплатно прооперирую. Тут же убежала! Такие, как она, пробрались и в газеты, и на ТВ, где рассказывают выдуманные истории. Бизнес процветает! Но есть и настоящие трагедии. 

За рамками

- Упомянув о прокрустовом ложе стандартов, вы скромно умолчали о нестандартном случае, который номинирован  на премию «Ак чэчэклэр». В чём уникальность?

- Тяжелейшие врождённые пороки сердца и дыхательной системы, с ними не выживают. Ребёнок был буквально на грани. В ДРКБ превзошли все мыслимые и немыслимые стандарты, мы с коллегами сделали три сложных  операции. Он жив уже полтора года! 

- Вы политикой интересуетесь?

- Кухарка не должна управлять государством. Как и чей-то племянник. Нельзя сержанту давать погоны полковника, пока не собрал всех звёздочек. Вчерашний выпускник вуза, став большим начальником, таких дров с перепугу наломает! Я ведь не допущу его к сложной операции, пусть побудет подмастерьем. Гиппократ, прежде чем взять учеников, испытывал  их жесточайшим 40-дневным постом. Те, кто выдерживал, доказав верность выбору, начинали учиться. Медицина – не конвейер по штамповке винтиков и не фабрика клонированных звёзд.  

- Вы верующий человек?

- В пяти поколениях нашей семьи были священники. Был и пионером, и комсомольцем, но вера пришла с возрастом, благодаря профессии. Не объяснить разумом, почему обречённый ребёнок вдруг идёт на поправку, а тот, кому ничего не угрожало, внезапно уходит в мир иной. Может быть, мы, врачи, только инструмент в руках Бога?

Смотрите также: