Хранитель холода
- Кыш Бабай, ещё вчера на улицах была слякоть, как вы успели за одну ночь подарить нам мороз, разукрасить инеем деревья?
- Так я ведь волшебник! Приставляю к сосне лестницу и высыпаю на каждое дерево по восемь вёдер снега (улыбается). Уж больно красиво получается!
- В чём главное отличие Кыш Бабая от Деда Мороза?
- Мы отличаемся костюмами, цветами одежды. Дед Мороз ходит в красном кафтане, а у меня два костюма – зелёный и синий. Кыш Бабай носит тюбетейку, а не шапку. На моей тёплой тюбетейке есть национальный орнамент. Такая вышивка присутствует на варежках, шубе и других элементах одежды. В отличие от Деда Мороза Кыш Бабай никогда не ходит в валенках, он носит национальные сапоги – ичиги. Их у меня несколько пар под цвет костюмов.
А ещё у нас разные свиты. Если у Деда Мороза есть внучка Снегурочка, которая живёт в Костроме, то у Кыш Бабая - дочка Кар Кызы, которая всегда рядом, а не где-то на чужбине. Нет в моей свите ни зайчиков, ни белочек, ни медвежат. У меня в свите татарские снеговики и герои народных былин и сказок татарского поэта Габдуллы Тукая. Это Шурале и Батыры, влюблённые Тахир и Зухра, Убырлы Корчак (Баба Яга), шайтаны (черти) и другие.
- Кто из вашей свиты доставляет вам больше всего хлопот?
- Ну конечно Убырлы Корчак. Она такая подвижная, ужас, я за ней не успеваю. Летает на метле туда-сюда.
- А какая любимая сказка Кыш Бабая?
- Конечно, про Шурале. Неслучайно он первый и встречает всех гостей.
- Дочку вашу все видели, а где вы прячете жену?
- Кыш Бабай слепил дочку из снега, чтобы у него была помощница. Так что жены у меня нет. Даже Кар Эби и Кар Малай (Снежная Баба и Снежный Мальчик) – это члены моей свиты, а не члены семьи.
- Чем вы занимаетесь 10 месяцев, пока закрыта резиденция?
- Да она работала бы круглый год, если бы это была отдельная резиденция. Спасибо, что нас на зиму приютил музей Габдуллы Тукая. Но Кыш Бабай и все Деды Морозы весной, летом и осенью никуда не деваются. 1 июня нас можно увидеть на всемирных сказочных играх в Кирове у Кикиморы Вятской. В июне мы с Царём Берендеем из Переславля-Залесского открываем лето красное.
5 декабря мы официально открываем резиденцию, но уже 16 ноября в Торжке мы с кузнецами заковывали зиму. Есть такой обряд. Затем очутились в Великом Устюге на дне рождения Деда Мороза. 28 ноября я был в Карелии у дедушки Паккайне на фестивале «Олонецкие игры Дедов Морозов». Оттуда я перебрался в Якутию к местному дедушке Чысхаану – хранителю холода. Каждую весну мы везём туда кристалл холода. Его хранят в священной горе Эбэ-Хайа, где круглый год одинаково холодно. Там стоят все наши ледяные троны, скульптуры всех Дедов Морозов. Вот мы с устюгским другом ездили забирать этот кристалл на зиму. Кстати, везде, где есть татарские диаспоры – в Якутии, Карелии, Сочи – меня встречают как родного.
Дети просят мира
- Письма тоже получаете со всех концов?
- Каждый год мы с Кар Кызы получаем около 4000 писем. Причём пишут не только дети, но и взрослые. Например, просят помочь защитить докторскую диссертацию (улыбается). Рассказывают о своих просьбах и при встрече. Так, недавно мы вместе с Тол Бабаем зажгли огни на главной ёлке Удмуртии. Люди подходили ко мне с бытовыми вопросами, не всегда приятными. Подошла женщина, которую обманула какая-то кредитная организация. Просила, чтобы я за неё заступился, вернул ей деньги…
А вообще, открою секрет: среди 13 российских Дедов Морозов я один заряжен на любовь. В том смысле, что люди в возрасте от 21 года до 72 лет просят у меня помощи в поиске второй половины. Это так трогательно. Первые такие письма мне пришли из Беларуси. Видать, у них всё так хорошо пошло, что теперь подобные письма ко мне идут со всех концов – от Японии до Нидерландов.
Впрочем, иностранцы обычно ничего не просят, поздравляют с Новым годом и Рождеством и хотят, чтобы я поздравил их в ответ. Конечно, я исполняю такие желания.
- Дети не разочаровывают вас своими желаниями?
Одна девочка в письме хотела попросить у меня подарок. Сначала она отчиталась за год: как себя вела, какие оценки получала, как слушалась родителей, бабушек и дедушек. А когда очередь дошла до желания, задумалась: «У меня ведь всё есть! Кыш Бабай, отдай, пожалуйста, мой подарок ребёнку из бедной семьи или из детского дома». Мы своей сказкой стараемся посеять добро в сердцах детей и взрослых. Знаете, чем похожи все Деды Морозы? Мы всегда говорим: «Творите добро, потому что без этого нельзя жить на свете!»
- Получаете ли радостные отзывы от тех, чьи мечты сбылись?
- Конечно, моя канцелярия во главе с Шайтаном ведёт подсчёт, у кого сбылось желание, а у кого нет. Примерно 80% сбывается. У нас есть социальная программа: мы посещаем больницы, реабилитационные центры, коррекционные школы, интернаты. Недавно мы были в реабилитационном центре «Апрель», в детском отделении ожогового центра в Якутии. Эту программу поддерживают все сказочные герои страны. Мы привозим детям подарки, разговариваем с ними, дружим, переписываемся.
- У Кыш Бабая есть заветное желание?
- За два месяца работы в музее Г. Тукая мы принимаем около 5000 гостей. Но желающих приехать, полюбоваться нашим сказочным лесом намного больше. Вот если бы у меня была отдельная резиденция, которая бы работала круглый год, то я бы смог чаще радовать детей. Приглашал бы их к себе на рыбалку, по грибы. Мы могли бы и на татарской земле проводить какие-то обряды, как другие национальные Деды Морозы. Можно было бы организовать свой фестиваль. Знаете, как мне обидно, что некоторые дедушки уже в 15-й раз проводят фестивали, а у меня – только один раз был юбилей. В 2013 году я отметил своё пятилетие. Задумок много, была бы только своя резиденция. А уж сказка поможет людям чаще улыбаться и делать добро! Тем более что 2016 год среди Дедов Морозов объявлен Годом добрых дел.