Дело меховщиков. Малоизвестные страницы биографии Абдурахмана Абсалямова

Фото с фронта, присланное Абдурахманом будущей жене в 1943 году (крайний справа). © / Альбина Абсалямова / Из архива

28 декабря – 111-летие со дня рождения Абдурахмана Абсалямова, которого называют классиком татарской литературы.  «Аиф Казань» пролистал страницы семейных фотоальбомов  и дневников вместе с его внучкой, поэтом, главным редактором журнала «Казань» Альбиной Абсалямовой.

   
   

В школе написал сценарий спектакля

Из-под пера Абдурахмана Абсалямова вышло множество романов («Газинур», «Вечный человек», «Огонь неугасимый», «Орлята», «Зеленый берег»). Но бестселлером стали «Белые цветы», история о врачах Гульшагиде и Мансуре, выпускниках Казанского мединститута. Написанное лёгким, ярким слогом, с героями, в которых невозможно не влюбиться, узнаваемыми зарисовками с улиц Казани, роман снискал настоящую любовь читателей. Общий тираж переизданий книги достигает нескольких миллионов экземпляров.

Абдурахман Абсалямов родился в селе Старое Аллагулово на территории Мордовии. Но путевку в литературу дал ему в Москве сам Муса Джалиль. Как так получилось?

В столице мальчик оказался вместе с родителями в свои 12 лет, в 1923 году. Отец его был меховщиком, и в Москву его отправили налаживать дело на предприятиях. Школа №27 им. Нариманова, в которой Абдурахман продолжил учиться, была примечательной: директором работала выпускница Сорбонны Сара Шакулова, первая женщина-математик из татар, а родной язык преподавала Магинур Файзуллина, одна из первых татарских женщин-филологов. Абсалямов вместе с братьями посещал ещё и литературный кружок, которым руководил поэт Муса Джалиль.

Писать стихи Абдурахман начал с 4 класса, первое стихотворение опубликовали в журнале «Октябрь баласы» («Октябренок»).  А еще по его пьесе в школе поставили спектакль «Курбан-байрам» на антирелигиозную тему. 

Выйдя из-за школьной парты в 1929 году, «поступил в заводскую школу учеником слесаря. С этого момента по 1937 год работал на заводах Москвы слесарем. Занимался в вечернем техникуме, который не окончил», – отмечал в автобиографии писатель.

В 1936 году его жизненная траектория резко изменила направление: представитель рабочей молодёжи поступил в Литературный институт им. Горького. На этом настоял Муса Джалиль, с которым сложились дружеские отношения. Так Абсалямов стал первым татарским студентом этого вуза.

   
   

Опоздал на учёбу на три дня

В конце 30-х Абдурахман познакомился со своей музой – Магиной Измайловной Чумариной, с которой он прожил 33 года. Её чертами он наделил многих героинь своих произведений.

Магина и Абдурахман (крайние слева) прожили вместе 33 года. Фото: Из архива/ Альбина Абсалямова

«Его, четверокурсника, отправили в Узбекистан писать о строительстве Ферганского канала. В Андижане ему  сообщили, мол, здесь работает учительницей твоя землячка. Оказалось, родом они из соседних сёл. Её родителей как зажиточных раскулачили и отправили на Дальний Восток. После ссылки семья приехала в Андижан, Магине тогда было 14 лет. Начинала с простой работы, потом выучилась на учителя и преподавала литературу и русский в узбекской школе», – рассказывает Альбина. 

Сохранилась записка, адресованная будущим писателем в дирекцию вуза: «Союзом писателей был послан на Большой Ферганский канал. Там, в связи со сбором необходимых мне материалов, я задержался и опоздал (на три дня). Прошу причину опоздания считать уважительной. Студент Абсалямов».

Долгое время Абдурахмана и Магину связывали только письма. Он хотел забрать любимую в Казань, куда его отправили после окончания института, но началась война. 

«В августе 1941-го дедушка оказался на фронте. Служил командиром минометного расчета, потом – разведчиком, военным корреспондентом. Воевал в Финляндии, Карелии, на Дальнем Востоке, – отмечает Альбина. – С фронта не вернулся брат Магины и трое братьев Абдурахмана...»

Оборот фотокарточки, отправленной писателем Магине из действующей армии. Фото: Из архива/ Альбина Абсалямова

В 1946 году Абдурахман и Магина наконец стали жить семьей в Казани. Жена на десятилетия стала настоящим тылом писателя. Долгое время семья с двумя детьми ютилась по коммуналкам – за 10 лет им пришлось сменить шесть таких квартир. А еще Магина являлась литературным агентом и секретарем Абсалямова: печатала и перепечатывала на машинке произведения, делала первую редакторскую правку, отвозила материалы в Москву, подбирала фотографии. Магина же восстанавливала здоровье мужа после инсульта, перенесённого им в 54 года.

«Белые цветы» писал в стационарах

«Дедушка работал и здоровым, и больным – с парализованной правой стороной тела, после сердечных приступов, – рассказывает Альбина.  –Материал для «Белых цветов» он собирал во время своих госпитализаций, каждый раз  возвращаясь из стационара с пухлой тетрадью».

Не все знают, что Абсалямов много занимался еще и переводами. Например, «Молодую гвардию» Фадеева для татарских читателей открыл именно он.  Переводил повести Гайдара, Лескова, рассказы Джека Лондона и др. И это в пору печатных машинок, а не компьютерного набора текста.

«До сих пор не понимаю, как у него на всё хватало времени, – признаётся Альбина. – Удивительная самодисциплина. Он ведь много занимался еще и общественной деятельностью, к примеру, работал в республиканском Комитете защиты мира. Получал столько корреспонденции, что для него сделали большой почтовый ящик, а ведь в доме жили и другие литераторы. Кстати, ящик до сих пор висит  в подъезде, уже больше 40 лет. А сколько провёл встреч с читателями!..»

Есть в семейном архиве и увесистый «депутатский дневник», заведённый Абсалямовым, когда он стал депутатом Верховного Совета СССР шестого созыва.

«В дневнике дедушка отмечал, кто и с каким вопросом обратился к нему за депутатской поддержкой. В графе «результат» читаю: «просьба удовлетворена, выдана комната; для ремонта сельского клуба выдано шесть тысяч рублей; выделена машина для детского дома…» Всего в блокноте – более сотни записей», – пишет в своей книге о писателе его внучка.

В «депутатском дневнике» Абсалямова зафиксировано более сотни обращений за поддержкой и их результат. Фото: Из архива/ Альбина Абсалямова

Каким писателя помнят в семье

«Дедушка ушёл в 1979 году, за 2,5 года до моего рождения. Но всё мое детство я рассматривала его  фронтовые рукописи, дневники, письма, открытки, присланные читателями, – вспоминает Альбина. – Всё это бабушка бережно хранила. Она сохранила его кабинет таким, каким он был при его жизни, и позже эта комната в нашей квартире стала музейной. 

Мы проводили много времени в  дедушкиной библиотеке, а она огромная. На полках рядом с книгами его однокурсников Льва Ошанина и Сергея Смирнова, подписанными авторами, стояли произведения Солженицына. Мой папа Булат Абсалямов (к.э.н., преподаватель Казанского финансово-экономического института. — Прим. корр.) умер, когда мне было 13, много порасспрашивать о дедушке мне его не удалось. А вот тетя Ляля  (преподаватель английского, ныне на пенсии) рассказывает о дедушке довольно часто. Она говорит, что он души не чаял в них, в детях, ведь они родились, когда ему уже было за 30».

Всё свободное время  он старался проводить с сыном и дочерью. Есть множество фотографий, где они вместе: в гостях, на демонстрациях, на отдыхе на Лебяжьем озере, которое он очень любил, или позже, на даче в Боровом Матюшине. В школу на родительские собрания, в родительский комитет  ходила их мама, а он приезжал туда на встречи с читателями.

Абсалямову приходилось часто уезжать из дома, случалось, командировки длились по несколько месяцев. Например, в Минске он провёл три месяца и писал жене оттуда каждый день, подписываясь неизменным «Твой Абдурахман» или «Твой до конца жизни».

«В одном из писем он просит прислать фотокарточки и обещает по приезду сфотографироваться всем вместе, - рассказывает Альбина. - Обращается к сыну и дочери, чтобы слушались маму, советует  читать определённые книги».

Лживый донос 

Некоторые эпизоды биографии Абсалямова стали известны лишь спустя годы.

«Дедушка не рассказывал о том, что его отец Сафа Умарович был репрессирован. Документ  об этом я нашла спустя 25 лет после его смерти. В 1937 году прадеда осудили по  58 статье, за котрреволюционную деятельность, – отмечает Альбина. – Лживый донос на него  и его товарищей написал его же коллега, завели «дело татарских меховщиков». На одном из фото все они еще вместе. Голова доносчика на снимке вырезана».

Отцу Абдурахмана дали 10 лет без права переписки. Из мест заключения он не вернулся. Спустя годы его и его товарищей реабилитировали.

 Те самые клавиши 

«Абдурахман Абсалямов относится к числу советских писателей, но не политика была в фокусе  внимания в его произведениях, а проблемы, знакомые каждому человеку.  Именно поэтому его творчество пережило время», – считает Альбина.

Удивительно, но в Казани нет музея Абсалямова (музейная комната в жилой квартире способна принять совсем немного посетителей). «АиФ Казань» адресовал вопрос об этом  в Министерство культуры РТ.

А пока нерукотворным памятником Абдурахману Абсалямову является ежегодная премия «Белые цветы», с 2008 года присуждаемая лучшим медикам республики . Есть в столице РТ и одноимённый сквер. Его украшает своеобразный мемориал – клавиши печатной машинки писателя, той самой, что принесла ему мировую известность.