Лилия Газизова: «Если можешь помочь, помоги!»

   
   

Лилия Газизова родилась в Казани. Окончила Казанский медицинский институт, Московский Литературный институт им. Горького. Лауреат Литературной премии им. Г. Державина и всероссийского конкурса им. А. Боровика, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

Она любит смотреть на воду, быструю езду на автомобиле и бессонницу. А ещё она любит путешествовать, и в прошлом году побывала в 12 странах. Ее жизненный принцип «Если можешь помочь, помоги!».

- Многие убеждены, что в современном мире места для поэзии уже нет. А вы как думаете?

- Число людей, понимающих и любящих стихи, постоянно. Пока человек испытывает потребность любить, пока не утратил интереса к жизни, задумываясь о ее ограниченности во времени, он останется в душе романтиком.

- У Семена Кирсанова есть определение поэзии как «скорой помощи» в ситуации смятения чувств...

- А смятение чувств у моих современников частое явление. И тогда рука образованного интеллигентного человека тянется к книге стихов, а не, допустим, к детективу или толстому роману. Лаконичная поэтическая строка имеет огромный эмоциональный заряд.

- Воспевание гражданственности, как было в 60-е годы, когда поэты собирали стадионы, уже не актуально?

- Я – лирик. Мне ближе то направление, где первенство принадлежит движению, многообразию души. Общение поэта с читателем – процесс интимный и, на мой взгляд, поэзия не нуждается в стадионах.

Граждане, трамвай не резиновый!

   
   

- На поэтов учатся или это «поцелуй Бога» при рождении?

- Поэтами рождаются. Строй души, отношение к миру, ощущение себя в нем проявляются довольно рано. В 13 лет я осознала, что, что окружающий мир дисгармоничен. Захотелось создать свою гармонию на бумаге. Так начала писать стихи. Первоначально это было желание поделиться с близкими людьми. Им мои творения показались интересными, что меня обнадежило. Выучиться «на поэта» нельзя, но учиться поэту надо обязательно. Литературный институт дал мне, прежде всего, творческую среду. Я общалась с себе подобными людьми, которых тревожили те же вопросы, что и меня. Я училась у них, они учились у меня. Можно сказать, мы дышали одним воздухом самопознания и познания мира. Но из тех, с кем я училась, с кем общалась в казанских литобъединениях, в литературе остались немногие. И это закономерно.

- Когда вышел ваш первый сборник?

- В 1995 году, в Казани. Он назывался «Черный жемчуг». Название придумала Анастасия Ивановна Цветаева. Можно сказать, что она благословила мой путь в литературу. Как ни странно, но этот сборник нашел отклик у читателей. Время тогда было очень непростое. Но люди-то остались прежними. Они выросли на стихах Пушкина, Лермонтова, Фета, Мандельштама…А я была начинающим поэтом. Что такое «войти в литературу»? Николай Гумилев говорил, что это все равно как войти в переполненный трамвай, где никто не хочет уступать места. Чтобы состояться как поэту, помимо одаренности нужны огромная самонадеянность и даже наглость, ведь ты вторгаешься в сферу, где до тебя творили гении, которые, вроде бы, уже все сказали.

- Вы окончили Казанский мединститут. Не жалеете, что не стали врачом?

- Если бы было несколько жизней, то одну я посвятила бы медицине. Но жизнь лишь одна. И если бы я не окончила мединститут, то и стихи, наверное, писала бы другие. У молодых поэтов есть склонность писать на абстрактно-банальные темы, витать в облаках. Медицина дала мне объемные и реалистичные знания о человеке, он не только мечты и грезы.

- Какое послание к людям вы стараетесь заложить в своих стихах?

- Мне хочется, чтобы они удивляли, согревали, заставляли задуматься, иногда даже раздражали или возмущали. Главное, чтобы не оставляли равнодушными. И я ни в коей мере не ставлю целью кого-то учить.

- Те, кто приходит сейчас в казанские литобъединения, наверняка хотят у вас чему-нибудь научиться…

- Ну почему именно у меня? Сегодня в Казани активно работают три литобъединения. Первое, при музее М. Горького, работает с 1940 года. Второе – «АРС», при Казанском университете. Оно было создано в 1970-м, в течение 20 лет этим литобъединением руководил казанский поэт Николай Беляев. Немало тех, кто состоялся затем в литературе, прошли через его поэтическую школу. Третье объединение, самое молодое, - «Белая ворона». Оно существует более 10 лет, им руководит Наиля Ахунова.

Талантам надо помогать

- Вошли в моду встречи верховной власти с творческой интеллигенцией. Если бы вас пригласили на такое рандеву, что бы вы сказали?

- Литература уходит из разряда профессиональных занятий, а освободившуюся нишу занимают мастеровитые ремесленники. Искусство нерентабельно, поэтому с античных времен и власть, и меценаты поддерживали творцов. Низкие гонорары, на которые нереально прожить писателю, невозможность издаваться в желаемом объёме, нарушенная система отношений писатель-читатель – всё это не способствует развитию литературному процессу. В Казани лишь один магазин Татарского книжного издательства предлагает книги авторов республики. А молодым литераторам сегодня, как и во все времена, сложно. Их можно сравнить с пробивающимися цветами из-под асфальта. Можно, не заметив, затоптать, а лучше бы помочь.

- При вашем непосредственном участии в период 2007 – 2010гг. вышли в свет Антология русской поэзии Казани 1940-2005гг., солидный том татарской поэзии «Из века в век». Этих книг действительно я не видела в продаже. Чем они вам дороги?

- Работе над русской антологией я посвятила два года. Она быстро разлетелась по миру. Это своего рода поэтическая мозаика Казани. Там даже есть поэт, о котором никто не знал: Юрис Михеев, рано ушедший из жизни. О нем вспомнил лишь Рустем Кутуй и продиктовал мне по телефону 8 его строчек. Но каких! Этот поэт остался в истории, и для меня это радость. Сборник татарской поэзии 20 века, изданный в Москве, содержит и мои переводы. После 1957 года это вторая по счету антология татарской поэзии. А вместе с Сергеем Малышевым мы подготовили к печати также книги «Современная татарская проза» и «Современная татарская поэзия». И, конечно, не могу не назвать книгу стихов Гавриила Державина. Для меня как для составителя открылась целая Вселенная поэта в процессе работы над этим изданием.

- Какая из ваших поэтических строк лучше всего отражает ваш характер?

- «Я слишком часто смею сметь…».

Смотрите также: