Леонид Абрамов |
Досье | |
---|---|
Леонид АБРАМОВ - культуртрегер и краевед родился в 1974 г. в Зеленодольске. Окончил истфак КГУ. Издал около 20 книг по истории Татарстана. Женат, двое детей. |
Эти и другие новые экскурсии под названием «Неизвестный Татарстан» разрабатывает историк и краевед Леонид АБРАМОВ. «Я далеко не всезнайка, - говорит он. - Но стараюсь делиться тем, что нахожу в архивах, узнаю в беседах со старожилами. Мы до сих пор живём мифами, родины своей не знаем. Если наш народ будет путешествовать, общаться, гармоничней всё в стране будет».
Искусствоведы на кладбище
- Леонид, сколько поколений своих предков вы знаете?
- Десять, наверное. По линии отца они крестьяне. Мама происходила из старинного казанского купеческого рода Сапугольцевых. Сохранилось два их дома на ул. К. Наджми. Их активно руинируют. Мой прапрадед – Павел Щетинкин, владелец самой фешенебельной гостиницы «Казанское подворье», двух домов на ул. Баумана (Проломной), которые сохранились до наших дней. В 1860 годах там располагалось первое купеческое собрание Казани.
«Посмотреть третью столицу». Что ждет туристов в Татарстане?>>
Поблизости находилась и его меховая фабрика, крупнейшая в Поволжье. В «Бегемоте» был его мануфактурный магазин (самый крупный в Казани), ему же принадлежал самый крупный в Казани ювелирный магазин на Воскресенской, он же был крупнейшим в Казани девелопером – управлял доходными домами, в том числе Александровским пассажем. Но Щетинкин известен не своими бизнесами, а тем, что был крупным благотворителем. Построил с десяток церквей и часовен (в том числе Николо-Низскую в Казани), был казначеем Духовной академии. 75-летнего старика расстреляли в ноябре 1918 году и труп утопили в озере. Память о нём надо сохранить хотя бы на мемориальной доске на фасаде той же гостиницы. Ей богу, он того заслуживает! Купцы того времени: Шамов, Юнусовы, Оконишниковы, Апанаевы, Кривоносов - все в обязательном порядке занимались благотворительностью, вкладывались в церкви, школы, больницы и оставили о себе добрую память. Об этом мало думает нынешнее поколение нуворишей.
- Как продвигается ваша идея переписать с помощью волонтёров Арское кладбище?
- С трудом. Публика у нас квёлая. Но если в точку бить – в конце концов пробьёшь. Будем создавать карту этого старинного кладбища, выложим её в Интернет, чтобы установить общественный контроль. Надо хотя бы историческую часть переписать (кладбище существует с 1760 годов!), остановить вялотекущий процесс бесконтрольного прихоранивания, чтобы гробовщики не выступали в роли искусствоведов. Они же там хозяева полные! Книга с полной переписью могил уничтожена. Сейчас самые старинные могилы датируются началом XIX века. Это настоящая Атлантида. Многие исторические захоронения утрачены. В том числе и могила моего предка купца-раскольника Крохина, который в 1774 году прятал Пугачёва в Кирпичной и Суконной слободах. Он, его дочь Татьяна, супруга бургомистра Каменева и мать поэта-романтика Гавриила Каменева были похоронены в ограде ближайших родственников Cапугольцевых на Арском. 80 % старинных памятников исчезло за советские годы и продолжают исчезать. Не говоря о шести старинных кладбищах – Зилантовом, Федоровском, Спасо-Преображенском, Кизическом, Ивановском, Богородицком, надгробия на которых комсомольцы разбивали на субботниках кувалдами и мостили им казанские улицы в 30-х годах. «Что их жалеть – эксплуататоры!» И вы не найдете ни одного старинного купеческого надгробия на татарском кладбище. Вот такие были времена!
В поисках жемчужин
- У нас есть традиционный набор экскурсий - брендовые Казань, Раифа, Болгар, Елабуга, Чистополь, Свияжск. Но «фишку» Татарстан – мост между Европой и Азией – мы уже отыграли.
- Можно ещё массу «фишек» разглядеть. В августе запускаем новую экскурсию, связанную с гипсовым рудником. Это самый большой в Европе рудник – 560 км шахт в три яруса! Мало кто из татарстанцев знает, что у нас есть такое место в Камско- Устьинском районе в селе Тенишево. Там же находятся и знаменитые Юрьевские пещеры. У нас были когда-то и Сюкеевские пещеры, туда можно было на лодках заплывать. К сожалению, они утрачены, были затоплены в 1956 году.
На правом берегу Волги есть Печищенский геологический разрез. Там добывали камень, из которого построили Благовещенский собор, кремль. Сейчас шахты заброшены. Почему бы не создать в этом месте музей ледникового периода с голограммами динозавров? Наши «плоскостные» музеи давно уже устарели.
У нас нет специальных экскурсионных программ для детей. А за рубежом в школах отдаётся один день в неделю на экскурсии. Сейчас столько новых технологий, надо чтобы дети ощущали драйв от знаний, а не желание поскорее смыться с уроков!
В Татарстане сохранилось около 20 дворянских усадеб: князей Гагариных в Теньках, маркизов Паулуччи в Ключищах, Молоствовых в Тетюшах, Мусиных-Пушкиных в Бездне. Но усадебное движение распространено в основном в Москве. На периферии же всё держится на энтузиастах. У нас в селе Тагашево Пестречинского района находится единственная в Поволжье усадьба с крепостным театром, основанная в конце 18 века. В те времена, когда она принадлежала предводителю дворянства Фёдору Желтухину, на балах бывал Лев Толстой. Сохранился крепостной театр той эпохи - с колоннами, замечательной лепниной, хорами, на которые поднимались крепостные по отдельной деревянной лестнице. В последние годы эта редкость рушится на глазах. Вот-вот обрушится кровля, и мы потеряем прекрасный памятник старины.
Бью во все колокола. Все понимают, кивают головой, но по большому счёту никому до этого чуда дела нет. Пока ищут инвесторов, усадьба рухнет. Чувствуется, что в Татарстане вся эта дворянская культура не особо нужна…
Что-то мне подсказывает: если наш народ будет путешествовать, общаться, гармоничней всё в стране будет. Путешествия ментально раскрывают людей, делают их более открытыми, не боящимися преодолевать пространства.
Сейчас идёт раздрай либеральный, демократический, консервативный… На самом деле ни те, ни другие не правы: слишком всех заносит в ту или другую сторону, все считают себя чересчур правыми, носителями истины в последней инстанции.
Без точек над «i»
- Что нужно, чтобы не впадать из крайности в крайность?
- Бежать от всяких «измов», ярлыков, безапелляционных определений. Большая река не позволяет себе делать резких скачков. Когда мы пишем книги (в этой работе задействованы историки в том числе и из Свода памятников), не ставим каких-то точек над «i». Человек должен видеть в другом прежде всего родственную душу со своими бедами, страданиями.
У нас до сих пор ещё сильна советская зашоренность, замкнутость. Каждый пытается создать свой мирок, убежать куда-то. Скукоживается сознание, накручиваются стрессовые ситуации. Важно расширять горизонты, создавать ощущение космизма: перед тобой открыт огромный мир.
Мы живём будущим, но прошлое нас подпитывает как истоки. И в минуты тягостных сомнений наводит на нужный лад. Если чувство трепетное это будешь в себе нести, оно выведет из самых сложных ситуаций.
Смотрите также:
- Точка опоры. Дворянка из Чистополя Елизавета Нератова о семейных ценностях →
- Казанский художник Виктор Тимофеев о войне на Украине и пользе монархии →
- Шурале, Зилант, русалки и другие легенды татарстанской земли →