Щупальца учёных
Основная задача подводных исследователей - помочь учёным там, куда они не смогут добраться, – под водой. «Мы – это такие щупальца, которыми учёные могут потрогать то, что скрыто в различных водоёмах», – объясняет руководитель отряда Дмитрий Шиллер. Этот исследовательский отряд возник на базе Федерации подводных видов спорта РТ.
– Мы захотели познакомить спортсменов с наукой, которую многие из них до сих пор считали достаточно скучным видом деятельности, – отметил Дмитрий Августович. – Когда к нам начали поступать первые предложения об экспедициях с подводными раскопками, эти ребята увидели, что их спортивные навыки нужны не только для получения медалей. Они применимы, например, в подводной биологии, подводной археологии и подводной спелеологии. Наш отряд – единственный в России. Так что мы открыли молодым спортсменам дорогу в большую науку.
Впрочем, одной наукой дело не обошлось. С каждой новой экспедицией участники отряда всё чаще выполняли и социальную миссию. Так, когда дайверы изучали озеро Кезеной-Ам на границе Чечни и Дагестана, их работа вызвала огромный интерес у местного населения. Дело в том, что продолжительные военные конфликты на этой территории привели к тому, что в гости сюда осмеливались наведаться только силовики или миротворцы. Вот почему, когда чеченцы узнали, что отряд приехал с исследовательской целью, они благодарили их за то, что они обратили внимание на их республику. Для них это был сигнал к тому, что жизнь налаживается. Так что для водолазов из Татарстана этот социальный всплеск значит больше, чем четыре кандидатские диссертации, которые готовят по результатам их работы.
Поверить на слово
Прошлым летом подводные исследователи участвовали в акции «Поклон кораблям Великой Победы». Под Болгарией нашли миноносец времён Первой мировой войны, и отряду поручили идентифицировать его. Оказалось, что имя корабля - «Лейтенант Пущин». А вот подводную лодку, затонувшую у берегов Болгарии во времена Второй мировой войны, наши дайверы будут исследовать в этом году. Судно особенно интересно тем, что часть её экипажа состояла из татарстанских ребят.
Также в планах отряда изучение высокогорных озёр Чечни. Если удастся, то он будет исследовать и затонувшую крепость в Дагестане. Есть и проекты на территории нашей республики – подводные раскопки Булгара, Свияжска и Джукетау.
– На днях учёные рассказали нам о бело-чешских танках, которые Врангель, возможно, затопил на территории РТ. Нужно будет проверить это предположение, – подчеркнул Дмитрий Шиллер. – Один из уникальных проектов, которым мы займёмся в этом году, носит рабочее название «Подводные церкви Татарстана». Огромное количество церквей в деревнях и посёлках оказались под водами Куйбышевского водохранилища. Мы хотим напомнить об их существовании. Для этого будем нырять в местах расположения этих церквей и поднимать оттуда камни, которые составят экспозицию мемориала на территории Храма Воскресения Христова в Алексеевском. Этот проект мы создаём совместно с настоятелем храма – отцом Павлом. Его презентация намечена на время ежегодного фестиваля «Алексеевские перезвоны». Заниматься же исследованиями подводных церквей начнём, как только сойдёт лёд.
По словам Дмитрия Шиллера, отряд работает с учёными со всей России. Однако реализация многих интересных проектов упирается в деньги. Так что, кроме профессионалов, которые окончили школу военно-морских водолазов, в отряде есть молодёжь 15-18 лет и волонтёры. Ими могут стать люди разных профессий. Главное, чтобы они были выносливыми и умели концентрировать своё внимание. Навыкам исследователя желающих обучат уже в отряде.
В серьёзных проектах участвуют только профессиональные подводные исследователи. Потому что работу водолаза никогда нет возможности проверить. Как объяснил Дмитрий Шиллер, военные водолазы знают, что если они докладывают об успешном разминировании торпеды, то им верят на слово. Так и учёные верят подводникам, поэтому на ребятах из подводного исследовательсткого отряда лежит большая ответственность.