Новый генплан Казани рассчитан на далёкую перспективу – до 2065 года. Но при этом большинство изменений в нём касаются периода до 2035 года, а первую очередь его реализации планируют выполнить до 2025 года. То есть большинство обозначенных в генплане перспектив не такие уж отдалённые.
Границы города не расширятся, но при этом Казань прирастёт по многим параметрам. По самому жёсткому сценарию развития, в городе к 2035 году будет более 1,5 млн жителей – на 25% больше, чем сейчас. Для них предусмотрено 810 тыс. рабочих мест – плюс 38% к имеющемуся количеству. Жилой фонд в таком случае предстоит довести до 46 млн квадратных метров – плюс 55%. Нежилой фонд до 35 млн кв. метров - плюс 35%.
Спальные районы
По новому генплану в Казани исчезнут спальные районы. «Задача, чтобы город получил сбалансированное устойчивое развитие транспортной инфраструктуры, инженерных сетей, размещения жилья, рабочих мест, - пояснил замдиректора Института генплана Москвы Олег Григорьев, который руководил разработкой генплана. – Это нужно для того, чтобы исключить маятниковую миграцию, когда люди вынуждены постоянно ездить из своего района в центр на работу или за получением услуг. Ведь жители спальных районов, как правило, не имеют поблизости рабочих мест, объектов сферы обслуживания и так далее».
В новом генплане город разбит на функциональные зоны, для каждой из которых определён максимальный объём жилой и нежилой застройки. По мнению разработчиков генплана, именно в этом заключается баланс, отсутствие которого ведёт к перекосам, а они к появлению спальных районов. Вот почему районы, где стоят только дома и больше ничего, исчезнут. На смену им придут зоны смешанного функционального использования – общественно-жилые, производственно-жилые и другие. Каждая функциональная зона получит детсады, школы, поликлиники, объекты торговли. Под строительство новых объектов соцобслуживания в генплане заложили 7 млн квадратных метров.
К примеру, многофункциональную зону развития планируют создать на территории речного порта. Исторический центр выделят в особую функциональную зону, где запретят некоторые виды деятельности и застройки.
Пороховой завод
На месте порохового завода, который планируют вынести из города, жильё строить не будут.
«При разработке генплана мы с разработчиками определились, что сам вынос порохового завода нужно рассматривать как резерв территории, она даёт интересные возможности, - пояснила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. - Тем не менее, после подробного моделирования решили, что жилая застройка там невозможна. Не только из-за необходимой рекультивации земель, но и потому что она уже не впишется в существующую и планируемую нами задолго дорожную сеть. Поэтому возможно, что на месте завода будут центры новых технологий – технопарк или IT-парк».
Таким образом району компенсируют потерянный объём рабочих мест.
«Если мы не компенсируем, это породит опять же маятниковую миграцию, - добавил Олег Григорьев. - Здесь будет технопарк, производство, но не первого класса опасности, как было, а третьего-четвёртого класса. Возможно, какой-то конгломерат общественных зданий с невредным производством».
Электротранспорт
Генпланом предусмотрено, что Большое казанское трамвайное кольцо замкнётся. Предусмотрена и отдельная ветка скоростного трамвая до микрорайона «Салават Купере». Что касается железнодорожного кольца, которое также предлагалось пустить до этого жилого массива, то так как Федеральное агентство железнодорожного транспорта предлагает организовать по нему движение, этот момент в генплане также учли. «Замечательно будет, если действительно федеральные деньги на это найдутся, - отметил Олег Григорьев. - В определённой степени загрузка пассажиров по этому кольцу происходит, может быть не столь интенсивно, как на московском центральном кольце, но тем не менее мы в генплане и это кольцо учли».
Заложили и коридоры под новые ветки метро. Уже посчитали загруженность и так называемой «зелёной ветки», которой ещё в помине нет.
«Все коридоры закладывают на перспективу, зная, что в ближайшее время, судя по численности населения и количеству поездок, которое мы можем обеспечить, строительство экономически неэффективно», - подчеркнула начальник Управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Ирина Дябилкина.
«На самом деле, даже понимая экономическую неэффективность, при наличии финансирования мы, конечно, метро строить будем», - добавила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева.
Пробки будут
Самая ожидаемая пробка будущего – на въезде в город со стороны Лаишевского района. «В основном эта проблема возникнет не из-за того, что мы что-то не учли на территории Казани, а потому что в районе собираются строить дома, но не планируют развивать улично-дорожную сеть, строить детсады, школы, другую инфраструктуру, - уточнил Олег Григорьев. - Если в Лаишевском районе построят столько, сколько планируют - более 6 млн кв. метров, то постоянная пробка там будет».
Разработчики рассчитывают, что горожане будут меньше пользоваться личным транспортом, а вот пассажирские перевозки возрастут. При этом средняя дальность поездки увеличивается с 7 до 9 км, а среднее время в пути от дома до работы сократится с 33 до 30 минут.
Всему этому будет способствовать развитие транспортной сети. К 2050 году появятся два моста через Волгу, которые выровняют нагрузку на мосты через Казанку в часы пик. Выровняется и загрузка существующего моста через Волгу, если Иннополис достигнет тех расчётных цифр, которые сегодня декларируют.
Снос домов
В новом генплане не появилось новых дорог, предполагающих снос домов в посёлках. Их все перенесли из действующего генплана. «Наоборот, часть планировавшихся дорог, которые есть в действующем генплане и вызывают недовольство жителей, мы смогли перенести, - заявил Олег Григорьев. - Мы с казанским авиазаводом нашли компромисс – дорогу, идущую через Новую Сосновку, увели в зону аварийной посадки самолётов. Таким образом, трасса не пройдет по жилым домам в Новой Сосновке».
Впрочем, проблемы жителей Новой Сосновки не решатся с уходом дороги. Ведь их дома находятся в зоне аварийной посадки самолётов. Эта зона утверждена документами на федеральном уровне, она стоит на кадастре, у неё железные границы, так что вопрос о сносе встанет.
«В Больших Клыках ничего не поменялось по сравнению с действующим генпланом. Понятно, что строительств новых дорог неминуемо кого-то затронет. Но альтернатива простая – либо вы стоите в пробках, я про те же Салмачи говорю, любо город, думая о своих жителях, делает новую дорогу», - говорит Григорьев .
Дорога нужна, чтобы разгрузить Южную трассу и проезд в районе компрессорного завода, где пробки бывают каждое утро.
Что касается Карьера, то мы не можем выйти на этот узел, кроме как здесь. Другого выхода там нет. Мы не можем изменить этот участок трассы.
Он также пояснил, что в Салмачах снизили классность дорог, чтобы минимизировать количество домов, попадающих под снос. Одна из дорог, которая идёт в коридоре зоны минимально допустимых расстояний газопровода не затронет те дома, которые в эту зону не попадают. Но для жителей домов в охранной зоне ситуация такова: если они попадают под снос из-за дороги, то компенсация положена, а если дорога их не коснется, то и денег не ждите.
Охранные зоны
В отличие от действующего генплана, в новый генплан интегрированы все охранные зоны и зоны минимально допустимых расстояний газо-, нефте-, продуктопроводов, ЛЭП. Впервые учли все коридоры, даже те, которые не стоят на кадастре. В генплан включили даже семь зон КАПО, которые будут регламентировать особенности застройки, например, установят режим и этажности зданий. Оказалось, что в городе много проблемных территорий с пересечением жилых и охранных зон.
«Если в старом генеральном плане зоны минимально допустимых расстояний не были видны, что позволяло недобросовестным собственникам продавать свои участки без упоминания о том, что строить на них нельзя ничего, то в новом документе эти сведения выделены», - уточнила Татьяна Прокофьева.
Зеленые зоны
Зелёные территории в Казани увеличатся на 12%, но не за счёт посадки леса.
«В старом генплане было много зон сельского хозяйства, резервных территорий, которые не были защищены как зелёные зоны, - пояснила Татьяна Прокофьева. - Мы провели инвентаризацию всех зелёных территорий. Их теперь поставят на кадастровый учёт и сохранят однозначно. За счёт инвентаризации число зелёных зон и увеличится на 12%. То есть не предполагается, что мы вырастим лес. Это просто участки, которые раньше зелёными зонами не считались».
Одна из таких неучтённых зон находится в посёлке Отары, где сейчас размещены иловые поля. «Это резервная зона, рекреационная, - рассказала Татьяна Прокофьева. – В связи с рекультивацией иловых полей экологическая ситуация там будет улучшаться, но интенсивного строительства мы не планируем. Вся зелёная зона, которая в существующем плане есть, остаётся как резервная рекреационная зона, максимально обозначена в нашем генплане».
Кроме того, в городе планируют сделать доступным огромный зелёный массив за рекой Казанкой. Речь идёт о 800 гектарах выше улицы Гаврилова. Эта земля примыкает к авиационному заводу, и потому долгое время была недоступна. Там застройки кроме рекреационной не предполагается. Но возможно появятся кафе, игровые площадки, другие небольшие рекреационные объекты.
«Проход будет под железной дорогой вдоль Казанки - между взлётно-посадочной полосой и рекой. Так можно будет попасть в этот природный парк, - рассказал Олег Григорьев. - Эта великолепная территория с заливными лугами сегодня недооценена. Через неё можно будет пешком дойти до Голубых озёр».
Туда же будет вести новая дорога вдоль Казанки по ул. Гаврилова с выходом на трассу М-7. Что касается застройки на улице Гаврилова со стороны Казанки, то она частично планируется, хотя площадь освоения и сократили.
«Мы застроим эту территорию, но благоустроим участок, который сейчас невозможно полноценно использовать как рекреационную зону», - добавил Олег Григорьев.
Набережная
Благоустройство предполагается и на «золотой миле» - на набережной Казанки в районе «Ривьеры» и в сторону центра семьи «Казан». Здесь не будет жилья, а только общественные объекты и парковая зона. «Возможно, здесь будет библиотека или концертный зал, - говорит Татьяна Прокофьева. – В любом случае это будет интересный объект, но какой - решится, когда появится крупный проект с республиканским или федеральным финансированием».
Кстати
Институт генплана Москвы анализировал ситуацию в Казани с помощью технологий «бигдата» и математического моделирования. Так, данные сотовых операторов помогли уточнить реальное число горожан. За передвижением казанцев в дневные часы и ночью следили по передвижению их сим-карт. «Оказалось, что реальные границы города значительно шире, - рассказал Олег Григорьев. - Да и данные по числу горожан и местах их проживания и работы явно не совпали с данными статистики и налоговой службы. А итоговый вариант генплана выбрали после того, как «карту» прогнали через несколько математических моделей. Оценивали нагрузку на улично-дорожную сеть, детсады, школы и другие объекты. Модели по выбросам в атмосферный воздух, шумам и так далее».